КАМЧАТКА 2015г Оленеводы Камчатки.

Оленеводы Камчатки.

Камчатские оленеводы, как и любые другие оленеводы, народ кочевой. Приспособленный круглый год жить в тундре, много работать и двигаться, жить там, где обычный городской человек долго не протянет.
Я уже писал о нашей экспедиции "ОЛЕННЫЕ ЛЮДИ" на снегоходе к мансийским оленеводам, которая состоялась в 2011году. В этот раз мы стали одними из немногих, кому посчастливилось попасть к эвенкийским оленеводам на Камчатке. Дело в том, что на Камчатке дороги можно пересчитать по пальцам да километражу и попасть к оленеводам летом можно разве что на вертолёте. Так как кочуют они по тундре и сопкам где нет дорог в принципе. Нам удалось посетить их когда они делали переход и были в непосредственной близости от дороги по которой можно проехать.
Что бы попасть к ним мы и отправились на север Камчатки в сторону посёлка Эссе за несколько сотен километров.
Последним препятствием к оленеводам стала бурная горная река Ага, которая вздулась после дождей прошедших накануне. У нас была двухместная резиновая лодка "Уфимка" правда без весла и порядка 50метров верёвки. К нам вышли оленеводы на другой берег , и при помощи спиннинга мы переслдали им конец верёвки. Спустив лодку и забравшись в неё в двоём, то бишь я и Витькарь, перехватываясь по верёвке прошли четверть пути. Верёвка натянулась как струна , а я в цепился в неё до крови в пальцах. Перехватившись ещё пару раз от давления воды, лодка стала складываться и в неё хлынула ледяная вода. Пришлось разжать пальцовки и нас тут же подхватило мощное течение. Есть кусок видео как всё это произошло smile.gif
Вместо весла мы взяли из машины совковую лопату и вполне ловко орудуя лопатой выгребли ниже на сто метров вцепившись в другой берег.
Таким макаром поодиночке перевезли всю команду и шмотки. Т.е. один в лодке был перевозчиком.

На поляне где разместилось стойбище стоял простенький чум обтянутый брезентом и пара палаток. В далеке по сопкам бродили олени, и лошади. Вечерело.
Нас встретила вся община кроме старейшин, которые из палатки попросили не галдеть и не орать, так как стойбище завтра снимается и много работы.
Двое ребят поздоровавшись, взяли карабин и ушли в ночное. Сторожить оленей от медведя. А нас радушно пригласили в чум эвены Стас, Егорка и племянник Стаса пацан десяти лет по имени Чега. Которого мы сразу обозначили как маленький Барак Обама

Я откинул полог и шагнул в полумрак чума. В центре горел костёр , слева на шкурах и мхах разложено мясо освежёванного час назад оленя.
-Кишочки?! прямо в ухо спросил-предложил мне голос Егорки и рука протянула блюдо с кишочками...

В блюде был самый по меркам оленеводов деликатес - свежие мозги оленя, печень, уши, губа...
Я признаюсь охотясь на лосей знаком с этим деликатесом и расчехлив нож, выбрал место поближе к костру, что бы заодно и поесть и просохнуть. Затем зашли все остальные и начали располагаться вокруг костра в который подкинули дров, кто на шкурах, кто на пенке или мхе. Я к этому времени отрезал кусок печени и кусок мозга положил на кусок коры и посыпав солью поедал. А ухо оленя насадив на палку повесил над углями.

Небо, заглядовавшее через продух на вершине чума медленно гасло. Тени и оранжевые языки разгоревшегося костра заплясали на стенах.

На жердях вялилась оленина, нутряной жир , сушились вещи.

Егорка. Подвесил над огнём прокопчёный чайник, котелок с мясом. Достал из котелка и выложил на доску варёные потроха, поставил рядом с гостями.

Чега то же принялся расположившись рядом со мной уплетать потрошка

Неандертальцы лакомились свежатинкой

Стасу 35 лет. Очень образованный чувак. Учит школьной грамоте Чегу, преподавая ему математику, письмо и русский язык.

Накапали по маленькой. Огненная вода теплом растеклась по телу. Завязался душевный разговор. Стас рассказывал нам про оленеводческую жизнь, зверьё, оленей, страшные истории про медведей, как с ними кочевала путешественница из Нью Йорка, девушка по имени Джесика, которая то же снимала репортаж про оленеводов для какого-то издания , рассказывал про то как сбылась его мечта и он побывал на большой земле в огромном и красивом городе Санкт Петербурге, как его забрали милиционеры и он доказывал им что он самый настоящий русский парень, оленевод с Камчатки. Ещё рассказывал, что у него была красавица жена которую он очень любил, которая погибла и как он скучает по ней...
Потом был концерт варганной музыки и горлового пения. После концерта варган у меня выменял Стас -Учитель на ножик-отвёртку ( отвёртка, потому что он был с отломленым кончиком ) и брусочек , всё в кожаном чехольчике.

Егорка занятный малый. Очень добродушный и общительный. Все сразу узнали в нём молодого Джеки Чана, на что Егор согласился. Поэтому нам удалось не просто провести с оленеводами ночь в чуме у костра, но и завести интернациональную дружбу с Джеки Чаном в молодости.

Так потягивая чаёк, жуя варёную оленину, за разговорами пролетела ночь...

Утро началось на рассвете. В чум зашла жена старейшины - Баба Люба. К старейшинам все относились с уважением и немного побаивались их. Попив чаю мы выбрались прокопчёными как тугунчики на свет божий. Умылись в ручейке и стали ждать табун оленей, которых сгоняли к стойбищу для дальнейшего перегона на другое место. За пару дней стоянки олени , которых у этой бригады насчитывается порядка 2000 голов, хорошо побрили склоны с ягелем и кустарники и им требовалось двигаться на новые пастбища.

С ночного вернулись ещё двое ребят. Ещё один Чега- который среди нас стал Чега Большой бивень и Коля. На фото я с Чегой Большой бивень. Посмотрев на банданы у наших проводников Большой бивень Чега с прищуром в глазах уставился на мою. Я сразу понял, что как и в период больших географических открытий , настал момент обмена культурными ценностями и ништяками.

Момент и Чега Большой бивень в моей бандане. Довоооольныыый.

Но теперь я был без банданы и сказал: - Чега Большой бивень, мне то же нужно что-то взамен. Хантер то же хочет быть радостным.
На что Чега ответил - Дима Хантер, сейчас Чега придёт, жди...

Через пару минут Чега вернулся и вручил мне самодельный нож в самодельных ножнах из деревяшки. На Дима-Хантер, храни, охоться, не отдавай никому это теперь твой нож! Много он оленей свежевал, много медведей свежевал!

Через несколько минут к нам вышел сам старейшина. К сожалению не помню как его звали по имени.
Вполне приветливый и шобутной дядька. Прикрикивая на своих руководил процессом оленеводства. Рассказал нам про то что весь их род занимается оленеводством из покон веков, что вот растёт молодёжь и все знания надо передавать им. Подкинул дров в костёр который окуривал оленину развешенную на тальниковых рогулинах и пошёл проверять как идут дела в стойбище.

А мы пошли встречать стадо оленей которых направили к стойбищу. Кстати в олене всё идёт в дело- шкура, мясо, панты , внутренности. Остаются наверное только копыта. И животное это неприхотливое.

Ржака да и только! Даже олени угорают над нами! laugh.gif

Счастливый Чега большой бивень, олень показывает всем язык и Николай, наш проводник, то же бывший оленевод , работает сейчас егерем.

Вот такой он, камчатский олень, как впрочем и северный. Серёга наш ( на фото он кормит оленя солью) так проникся кочевой жизнью, что подумывает отправиться к оленеводам на сезон в бригаду, пасти оленей, оттачивать игру на варгане, ну и вдали от цивилизации окунувшись в природу филосовствовать.

Ещё прикольное фото, правда с мобильника.
Усталый Чега большой бивень, Хантер и юные Барак Обама и Джеки Чан = дружба народов форева!