ЭКСТРИМ-НН

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Про сибирские переправы
 
У нас в Сибири весна долго приходит, неторопливо. Днём солнышко пригреет, снег и подтает — здесь лужа, там прогалинка. А на ночь солнце скроется — зима и вернёт своё, приморозит всё, что растаяло.

Особенно с реками беда. Днём-то они текут себе, а ночью снова их льдом подёрнет — стоят. По весне у нас мужики через реку только по ночам и ходят — днем шибко сыро. Дождутся заката, и чуть только первый ледок на реке наметится, немедля коньки наденут, и бегом на ту сторону.

А весной ведь, известное дело — половодье. Река разольется, что и краев не видать. Иную реку в разлив и за ночь бегом не перебежишь. Мужики тогда хитростью берут: возьмут санки, а сверху на санки лодочку взгромоздят. Выведут такой драндулет на реку, бегут, а сами толкают его впереди себя, или за веревочку тянут. Как рассвет забрезжит, начнёт лёд под ногами трескаться да лопаться — мужичок прыг в лодку, да и плывет себе дальше. А как иначе? У нас в Сибири без смекалки из дому не выходи. Не те погодные условия!

Наши-то, сибирские, ко всему привыкши, а бывает, заедет какой-нибудь иностранец, на Сибирь поглазеть — что ни покажи, на всё дивится, ровно на чудо. Скучная у них там жизнь, в ихних заграницах — вот и едут к нам. За впечатлениями, стало быть.

Дед сказывал — как-то по весне приехала американцев ватага, по своим иностранным надобностям. Привела их нужда до нашей деревни переправиться. Деревня на одном берегу, иностранные гости на другом, надо через реку перемещаться. Тамошние мужики довели их до берега, выдали каждому пару калош c коньками да тулуп для тепла.

— Надевайте, — говорят. — Сейчас солнце сядет, реку морозом схватит — тут уж не зевайте, бегом побежим. Речка не широка, к утру как раз поспеем, коли не будете ртом ворон ловить.

А иностранные гости глаза выпучили, на манер раков, говорят:

— Что за странный порядок у вас заведен? Мы на коньках через реки бегать не приучены! А ну, как кто под лёд провалится?.. Нельзя ли вместо этого какое-никакое транспортное сообщение наладить?

Мужики в затылках почесали, да что делать?.. И то верно, кто их, американцев, знает — вдруг и правда не успеют с непривычки добежать, еще случится конфуз международного значения. Поставили, как обычно, лодочку на санки, а в лодочку усадили всю депутацию. Завернули их для тепла в тулупы, да и толкали по льду до самой нашей деревни. Кое-как до рассвета успели. Только лодка носом в берег ткнулась, проглянуло солнце, лёд на глазах и начал таять.

Тут уж наши мужики, деревенские, гостей по домам разместили, пирогов им напекли, самовары согрели. К деду в дом тоже одного поселили, Джоном звать. Этот Джон вечером решил по деревне пройтись, сибирскую местность самолично осмотреть. Вышел он в своих сапогах на улицу, и давай гулять. А тут и солнце опять село, вся улица льдом покрылась. Пяти минут не прошло — пятки у него к подошвам пристыли, стали ноги на манер копыт, разве только не подкованы. Давай он по льду гарцевать, ему говорят:

— Ты чего, Джон?

А он лопочет что-то, дескать, холодрыга, братцы, спасу нет! Эк мороз вдарил!

Мужики посмеялись над ним, говорят:

— Это, Джон, не мороз, это так, баловство. Айне кляйне русиш морозец, простите мой французский.

Взяли бедолагу да отвели обратно в избу, затопили печь, усадили американца верхом. Чуть только пооттаял, сдёрнули с него обувку.

— Ты, — говорят, — в таких сапогах езжай по своему Манхетану гулять, а у нас тут погоды к твоим сапогам неподходящи. Вот тебе пимы наши, сибирские. Тёплые, мягкие, хошь — в сугроб в них лезь, хошь — в кровати спи, и не жарко в них, и не холодно, а всегда в самый раз.

А утром случилась с тем Джоном другая беда. Спозаранку проснулся он, да решил снова на улицу нос показать, пимы в деле опробовать. Только вышел за околицу, напала на него кошка.

У нас ведь в Сибири раньше звери гораздо крупнее вырастали. Это сейчас зверь измельчал, а в былые времена каждая белка была ростом с лошадь, а уж лошади — каждое копыто, как у меня лицо. Вот и кошки тоже были не чета нынешним. Вырастали размером с тигру полосатую, зубы как кинжалы, когти как бороны, хвост с доброе бревно. Оно и понятно — мышь-то размером с хорошую собаку. Ласковые те кошки были, придут утром с охоты — мурчат, об ноги трутся, а то передние лапы хозяину на плечи положат, да в лицо лижут, радуются. Ну, теперь-то измельчали, конечно — редко, какая человеку до пупа достанет.

Вот и на этого Джона такая кошка наскочила. Уж он с ней бился, бился, насилу спасся — бросил ей фантик от конфеты, она и отвлеклась. Прибежал он домой, схоронился под лавкой чуть жив, всё лопочет:

— Тигер! Тигер!

Мужики ему говорят:

— Какой же это тигер? Был бы тигр — слизнул бы тебя, что карамельку! Это Мурка мышей погонять вышла. Приняла тебя, видать, за мышонка.

Потом, конечно, мужики ту Мурку за усы надёргали, чтоб не лезла к приезжим. Негоже гостя с мышами путать, не по-нашему это, не по-сибирски. Американец потом пообвык, погладить даже решился. Дед ему подарил Муркиного котёнка — увёз с собой, в Америку. Говорят, под седло приспособил — они, кошки-то наши, высокие были, ежели ноги чуток поджать, так и ездить можно.

Уезжать-то, говорят, не хотел, очень ему у нас понравилось. Кабы не морозы, так и вовсе остался бы. Иностранец, а ведь прочувствовал красоту сибирскую.

И то сказать, таких мест, как наша Сибирь, на глобусе мало найдешь. Широты наши хоть и холодные, но интересные.

Я и сам, почитай, без малого сорок лет в Сибири живу, а всё на наш край надивиться не могу.

Вот ведь как!
 
Чертовски люблю книги об охоте,рыбалке,природе и т.д....как заразился в детстве Д.Лондоном таки по сю пору не отпускает...В 90х случайно купил книжку из3-4х повестей Станислава Олефира-Ловушка у Чилганьи...ребята...я затрепал ее до невозможности,перечитал тыщупицот раз...там примерно 60-70е года,человек живет в тайге и работает сторожем,сторожит летние колхозные лагеря по заготовке разных разностей...рекомендую...
САм же хочу рассказать коротенькую историю маленького медвежонка...
Если бы был я писателем.то пожалуй назвал бы эту историю-"Удачи малыш"Но поскольку не сподобил меня Господь к внятному и грамотному изложению своих коротеньких,как у Буратино,мыслейНачну пожалуй так...
Кабан...кто из вас господа не мечтал завалить этакое матерое чудище,с клыками длиной в ладонь,не боящимся ни медведя ни стаи вечно голодных,зимних волков?А кто помнит первый свой раз на номере...мне было 18,сидел я у трех срошихся меж собой деревьев,ольховой породы и молился что бы кабан пошел другим путем,слабость в коленях и мои молитвы были возможно той причиной,по которой кабана в загоне не оказалось...потом повзрослев как то привык уже что ли,да и были уже на моем счету лоси и разная лесная мелочь...
Ну так вот...конец 80х,середина февраля.У нашей команды охотников всего две недели,что бы закрыть лицензию на кабана,иначе она просто пропадала,но невезло нам катастрофически...создавалось такое впечатление,что все кабаны в наших местах просто исчезли.Вот и в этот,достопамятный день сделав пару пустых загонов мы приехали в лесок,выросший на месте разоренной в войну деревни Горбачи.Куст был узкий,метров 600 в поперечнике и с километр в длину.Восемь человек встали на номера,а четверо поехали в объезд и потом должны были идти в загон.Мне досталось место у края леска,дальше метрах в ста стоял Володя.Ждать пока загонщики начнут,нужно было примерно с полчаса и я став у небольшой елки закурил...знаю...нельзя...но ветер был на нас,так что ничего страшного...И тут краем глаза увидел движение справа от меня,это Володька пытаясь привлечь мое внимание размахивал руками и тыкал пальцем,показывая мне куда то за спину...я обошел елку и мааааамочки мои...следы...медвежьи...маааленькие...едва больше моей ладошки...наплевав на кабанов,здесь то был верняк,обьяснившись с напарником на пальцах,мы решили обогнать зверя,т.е.обрезать ему ход и сесть впереди него...сказано-сделано...и вот мы сидим в жуткой чапыге и смотрим во все стороны...10 минут,15...нет медведя...мы бы и дольше ждали,да Толик,наш старший, разгадав по следам наш финт,пробежал мимо и прокричал,что медведь уже на поле и что Пилецкий его гонит...как этот звереныш прошел меж нами и мы его не увидели,до сей поры не пойму...
Выбежав на поле,заросшее нескошенной травой,видим как над ней мелькает задняя часть очень уж небольшого медведя и как его догоняет наш коллега...и вот пинок в зад зверьку сбивает его с ног и через минуту мы его прижимаем к земле...Малыш...худющий,но злой и когти отнюдь не маленькие...посовещавшись,как его лучше связать,кое как его спеленали,поплатившись за это изрядными кусками своих фуфаек и полушубков,а так же живой кожей с рук,понесли его к машине...Ездили мы тогда на ЗИЛ-157 имеющему в народе массу кличек,от Захара до Колуна,машина надежная,проходимая и неприхотливая...на нее б гидроусилитель и для охоты лучше не придумаешь...
Медвежонка решили везти к Виктору...у того на дворе в соседнем загоне с поросятами,была сделана клетка из рабицы и там он в ноябре держал двух енотов...привезли...занесли в клетку...развязали...наш Мишка размялся...походил...понюхался...подошел к сетке,отгораживающей его от дверей,в проем которых пыталось заглянуть едва ли не полдеревни,запустил когти в сетку и дернул...сспади...гвозди и рейки посыпались дождем...выбраться Мишутка правда не успел...мы опять прижали его к полу.Кто то быстро принес цепь,широкий кожаный ошейник и медвежонок оказался в роли сторожевой собаки...наспех восстановив клетку,стали смотреть за ним...Помните я говорил о поросятах?Так вот наш герой забрался на дощатую перегородку,отделяющую его от этих маленьких свинят,сказал удивленно что то типа-У,у поросят уши стали,как у лаек и они дружно ответили-У,У...знакомство состоялось и Мишка ушел в самый темный угол и прилег...
Мы тем временем позвонили в охотобщество и в цирк...из охотобщества пообещали на неделе приехать,а в цирке ни чего не пообещали...им медвежата не нужны,сказали там...
Так началась новая часть жизни маленького лесовичка в деревне...от малышни отбоя не было,да признаться мы и сами каждый вечер ходили проведать нашего малыша...все естественно были с подарками...Мишке очень понравились конфеты простые,сахар и молоко,но и болтушку из круп на молоке ел с удовольствием...из общества ни кто не ехал и Мишка жил у нас всю неделю,а в воскресенье мы опять собирались за кабаном...последний шанс добыть клыкастого...
Собрались у Виктора и оказалось что Мишка наш сбежал...стащив ошейник,он перелез к поросятам,от них,выдавив стекло,попал к собакам в вольер и по сетке вылез на свободу...опережал он нас часа на три...перейдя через поле,он спустился в ручей и по нему дошел до плотины,удивил рыбаков и пошел почему то не в свои родные Горбачи,а в сторону железной дороги...мы оставили его следы и поехали тропить кабана...день опять сложился крайне неудачно,не зря видно говорят,что как начнется,так и закончится.
В четвертом часу мы оказались у ж.д. линии...начинались сумерки...и тут мы увидели МИшины следики,а за ним...за ним следы двух резиновых сапог и два собачьих следа...мы пошли дальше...видим,охотники попытались обрезать мишке тропу,он ушел...собаки не пошли вперед,медведь всё же,а размер следа не всегда говорит о размере зверя...они обрезали еще раз,опять наш дружок удрал...выскочил на железку...метнулся туда-сюда и перевалив насыпь,на пузе съехал в кювет...
Дальше мы не пошли т.к порядочно стемнело уже,да и снег в тех кустах у железной дороги довольно глубоким был,а вот резиновые сапоги все же пошли за ним...
Как сложилась судьба этого малыша-неизвестно...мы надеялись на лучшее...все же это был уже не тот голодный и худющий медвежонок,за неделю он изрядно прибавил и отдохнул в покое...да и до весны уже совсем ничего оставалось,а леса за ж.д. тянутся на много километров...так что если не догнали его эти и если он не нарвался где либо на волков,может и выжил наш МИшутка...мы все ему этого желали....
ПИ.СИ. А в охотобществе пообещали отобрать у нас ружья и оштрафовать,дескать мы медвежонка убили и съели...ну не суки...зачем бы нам звонить им тогда?
 
Глушь,безлюдье,тайга,

Млеют в душном пару,

Лишь багульника красные плети,

Да кровавой брусники пласты,где нога,

Не ступала еще человечья.

В три обхвата стволы,в буреломе дежат,

Может сто лет,а может и двести.

А затронешь и в прах разлетится душа,

Исполинов лесных,в поднебесье.

Здесь не встретишь ни где,человечьей тропы,

Лишь болота и мари и реки.

И еще тишина,звуки просто мертвы,

И велико безмолвие встретит.

Не мелькнет ни когда,солнца луч по земле,

Из-за панцирей елей и сосен,

Словно в храме царит полумрак и во мгле,

Прокартавит лищь пестрая сойка.

Сто веков,много верст,вековечна тайга,

И на горе глуха и на радость.

Перед ней я ни что,так...покорный слуга.

Вдруг почуявший всю свою слабость.


Пардоньте господа...на меня бывает накатывает,вот и сейчас накатило...решил поделиться....
Страницы: 1