24.04 Радио Таймыр вещает в эфире с одного из самых суровых, красивых, труднодоступных и невероятно притягательных мест на планете! У нас всё в порядке, все здоровы, и , несмотря ни на что никто не теряет боевого настроя и весёлого расположения духа. Да , не всё так просто. Двигаться сложно, много торосов, в тундре встречаются внезапные разломы и овраги, нужно смотреть в оба что бы в мгновение не "ушатать" технику. Был ремонт корпуса- усиление книц потопчин, это такие штуки, которые входят в элемент набора корпуса в тех местах где крепятся надувные скеги. Поставили дублёры. Нагрузки высоки. Каждое АСВП несёт на борту около 1500кг груза, двигаясь по застругам ,переваливаться и как на трамплине прыгать с торосов напряжно. Сегодня штопали гибкое ограждение на 366м, переднюю "чешую" - защитную часть которая себя очень оправдывает в этих жёстких условиях. Ну и весь мозг нам вынесли "паразитные" ролики на двигателе которые устанавливали взамен насоса ГУР. Мучались с ними всю дорогу. Вал выходил из корпуса, слетал ремень, придумывали всякие ухищрения и шли дальше. Но в море лаптевых пробираясь в торосах в районе мыса Сибирский на 340м совсем развалился весь узел. Двигатель встал. На 366м та же проблема, в итоге мы просверлив вал, поставили шпонку, но и она прослужила недолго. Во время разведки обхода поля торосов по тундре вогруг мыса Сибирский , встали и мы. Снова поставили шпонку использовав обычную заклёпку и сумели вернуться к 340му который стоял возле побережья. Приняли решение рискнуть двигаться на 366 обратно в Хатангу, заказав самолётную доставку запчастей из Н.Новгорода. 340й с экипажем остался на той же точке в море. Несмотря на то, что намотаем лишнюю 1000км возвращаемся. За 60км от Хатанги, такой уже близкой, проходя высокие снежные заструги (намёты) дали высокие обороты двигателю и снова услышали нехороший скрип ролика и ремня. Стянулись с перемёта и продолжили движение. Шум усиливался. 15 часов шли к Хатанге, молясь что ролик дотянет. И свершилось чудо. В 4 утра мы зашли в Хатангу, с реки влетели на берег, прямо на базу где предстоял ремонт и в это мгновение, как только снизили обороты двигателя, отключили трансмиссию и ролик развалился Но мы были на месте! Все валились с ног от усталости и напряжения. Скорее спать хоть чуть-чуть. В 15:00 по местному времени, мы уже провели ТО и подлатали гибкое ограждение, прилетел самолёт и мы получили долгожданные железки. Сразу приступили к сборке и ремонту. Поменяли всё за 20 минут. Поставили взамен ролику штатный насос ГУР, закольцевав гидросистему. Запустили. Всё работает. Утром стартуем к 340му и снова вперёд, к Челюскину! Уже не терпиться идти и снова открывать новое.
Через сообщения по спутнику нас спрашивают, не голодаем ли мы. Как жаль что пока не удаётся отправить вам фото с нашей кухни. Зам по тылу Быков Алексей кормит команды на 5+ Утром - это традиционно кашка овсяная и чаёк с бутербродами. Плотненько так. Днём это оленина и рыба. Гарнир - рис, картофель в мундире, и просто бомба когда жареная картошечка с поджарками. На ночёвку стараемся вставать на озёрах где водиться голец и кумжа. Рыбы много. Самое сложное - сделать лунку. Лёд под три метра. Сначала долбим этакую воронку-майну глубиной по пояс, потом начинаем бурить буром высотой 2,5метра. И на самом конце бурения доходим до воды. Вода мощным фонтаном вырывается из новой скважины. Главное успеть выскочить. Глубина значения не имеет, как по сути и снасти. На глубинах 1-2 метра может клюнуть рыба любого размера. От 500гр и до 5-12кг. Как правило это кумжа и голец. Его в озёрах очень много. На каждом озере свой подвид и определённый размер рыбы. Даже в крошечном озерке можно менее чем за час наловиь мешок рыбы, например той же кумжи размером по 2кг. Опускаешь блесну, находишь дно, делаешь взмах...пауза...удар - вытаскиваешь на лёд красивую рыбину. Рыбу едим с удовольствием во всех видах. Малосолку свежепойманную, жареные стейки из красной рыбы, уху из хвостов и голов, сагудай, строганину. Оленину -варим суп, жарим, делаем плов, в котором риса меньше чем мяса в несколько раз, ну и конечно бесподобная строганина. А если повезёт то сырая оленья печень - кладезь энергии и витаминов. Вечером за ужином снова хочешь не хочешь - мясо, рыба, чай и... 150 грамулек, что б сны приятные снились. Вот такая диета. Дальше кто в карты, кто книжки читает, кто в тряпки и спать. Вечер сопровождает классическая музыка или аудиокниги, разговоры про рыбалку, охоту, технику, путешествия, события, просто байки. Нет про женщин не говоримэто вредно в нашем положении и неудобно. Токо светские беседы.
Ещё всех напугала как я понял весть что у нас закончилась пресная вода и мы топим снег. На самом деле здесь прохладно. Вода которой мы наполняли ёмкости будучи на озёрах быстро замерзает и хранить её в жидком виде можно только в салоне катера, а много тут не насуёшь, и так как цигане. Ну а в море вообще даже лёд солоноватый, поэтому приходиться топить свежий снег и это нормально.
Очень много сделал красивых фото и видео, но по такому трафику передать их для показа вам не могу к сожалению. Таймыр это магнит, который завораживает своей красотой, заполняет тебя своей энергией, поглощает, открывает новое когда казалось бы тебе сложно что-то увидеть, но чувства которые наполняют тебя когда ты видишь эти суровые просторы, это величие - непередаваемы. Но он и по сей день и всегда останется труднодоступен и самобытен, вечен и прекрасен в своём каком-то холодном одиночестве и постоянстве.
Вечером, когда в краю белых медведей, песцов и росомах, полярных куропаток и длинноухих зайцев, два экипажа путешествующих на аэросудах сладко засыпают, на вахту по охране заступает она- Большая Таймырская Собака (БТС) Вой Не просто всю ночь на стоянке, гоняться за зверями по тундре или среди ледовых торосов драть наглых песцов, ловить быстрых куропаток и распутывать оленьи следы, но вот совсем не удаётся пока Большой Таймырской Собаке, совладать с хитрой россомахой. Приходит она и ловко раскидывает безжалостно терзая мусорные мешки оставленные опрометчиво на палубе катера, грызёт пластиковые бутылки и носиться за ними по снегу запутывая следы, ступая так, словно это бегала БТС по плотному снегу и надувам. Никто не видывал самой россомахи что преследует она наши суда, но все знают - она есть. Вой подрос. Любит очень оленину как и хозяин, из рыбы предпочитает муксуна и жареную кумжу. Но иногда согласен просто на мороженую рыбу. Надо так надо. Правда после рыбы, ему лучше дать сначала побегать, а не сажать сразу от трапезы в катер. Иначе команда нуждается в противогазах и звучит команда - открыть все задрайки! Но в этом виновата рыба. И что бы вы думали? С этим все мирятся, потому что не подавая вида, побаиваются Воя, ведь это как ни крути -Большая Таймырская Собака, а без неё здесь ну просто никак, как без рук я бы сказал.
Привет полярникам! Присоединяюсь ко всем пожеланиям в Ваш адрес, завидую белой завистью. Сам езжу на каминсе и часто слышу подколки от других Газелистов, поэтому когда приедите всем злопыхателям этого мотора буду говорить что он на Таймыре был а их УМЗ нет. Сам конечно ничего против УМЗ не имею, но на Таймыре думаю он все же не был, во всяком случае ГАЗелевский В горячих спорах Газелистов под пивко я думаю это будет моим козырем за пазухой.
Про северных людей. На пути нашем встречались только интересные, порядочные, добрые и отзывчивые люди. Каждый чем-то пытался помочь, интересовался нашим походом, содействовал. Это здорово, что русский север так надёжен и крепок.
Оленеводы. Нам повезло оказаться на празднике оленеводов в посёлке Новорыбное на реке Хатанга. Очень яркое мероприятие. Демонстрация местных традиций, национальной одежды, обычаев и кухни. В самом начале мероприятия нас пригласила в свой балок добрая хозяйка - Анна Ануфриевна и долго подчивала самыми разными деликатесами, божественный обед. Рыба и мясо в во всех видах, да так приготовлено... В спортивной части праздника, принимали участие как мужчины так и женщины. Организаторы приготовили хорошие призы как для тех так и для других. Два снегохода "БУРАН". В поощрительных призах была бытовая электроника. Из конкурсной программы всё было интересным, а самым ярким это конечно гонки на оленьих упряжках. Непростое дело. Это вам не на квадриках и снегоходах кататься. Все были одеты в национальные костюмы, парки, унты, у многих украшена одежда долганским бисером. Очень красиво. Народ весёлый. Нас то же втягивали в праздник. Ну то есть не просто отведать традиционную кухню я имею в виду, а например побросать аркан. Кстати вещь полезная аркан. Жену или подругу строптивую заарканить можно коли чего. Олень это первый кормилец, потом идёт рыба. Подробнее про оленеводов можно почитать в отчёте нашей давней уже экспедиции "ОЛЕННЫЕ ЛЮДИ" ( наберите в поиске )
Вою тоже понравилось на празднике. Правда он чуть не перехватил там по полной. Начал "работать" по оленям которых привели на праздник. Облаивать, кружить было и кусать их. Пока добрые оленеводы не застрелили собаку, пришлось срочно привязывать Воя к катеру
Ещё приезжало пару долган с ездовыми собаками. Собаки крупные, сильные, лапы что у медведя, лохматые собаки. Спать могут на снегу в любую температуру и пургу. Правда и пожрать тоже им надо нормально.
Снегоходы. На снегоходах ездят поголовно все. Едва научился ходить - научись ездить на снегоходе и стрелять из ружья, работать ножом разделывая оленя за 15-20минут. На снегоходах ездят и девчушки и пацаны по 8 -10 лет и бабушки. Абсолютно все. Снегоходов много. Самые популярные это "Буран", "Тайга", "Yamaha Viking", но много и разных других.
Вездеходы. Это вторая часть транспорта после снегоходов и оленей. Гусеничные вездеходы и машины на шинах низкого давления. Много встречается самодельных. Вся техника естественно дизельная. Из колёсных грузовиков это трудяги УРАЛы и трёх и четырёх осные полноприводные КАМАЗы. Встречаются санные поезда - это контейнеры и вагончики которые стоят на санях и которые тянут гусеничные трактора по рекам и тундрам. Как правило это нефтяники и геологоразведовательные экспедиции.
Ну в общем как всегда, впечатлений много, позитива много, всё хорошо. ______________
Пишите нам при желании через специальную форму сообщений на сайте клуба. Все сообщения мы получаем и читаем. Некоторые зачитываем в эфире радио Таймыр. (связь между судами, шуточно называем "радио Таймыр" )
class="blog-p-user-name" href="">VARVAR1981 написал: Сам езжу на каминсе и часто слышу подколки от других Газелистов, поэтому когда приедите всем злопыхателям этого мотора буду говорить что он на Таймыре был а их УМЗ нет. Сам конечно ничего против УМЗ не имею, но на Таймыре думаю он все же не был, во всяком случае ГАЗелевский
Эт ты погорячился.Их тут полно.А ЗМЗ409 , установленные на Хивус благополучно коптят небо в Дудинке и Диксоне.
Эт он имел ввиду не ЗМЗ а УМЗ, ЗМЗ отличные моторы с хорошим ресурсом, терпят над собой серьёзные издевательства- сам на ЗМЗ-406 езжу. УМЗ- древние восьмиклапанные моторы Ульяновского моторного завода которые сейчас ставят на Соболя-Газели, мощность в них подняли до ста с небольшим кобыл, что не похоже на правду, путём увеличения объёма до 2,9 литров и ресурса вообще не стало. На них ездить вообще страшно а север наверно противопоказан, как они у вас там работают и на какой технике стоят?
Вссем привет! Пару дней из дневника экспедиции ТАЙМЫР 2013 __________________________
День 29 апреля Шторм и полярная станция Андрея на северо-восточном побережье моря Лаптевых. В поисках относительно чистой и безопасной поверхности для движения, снова из тундровых рек вышли в море Лаптевых в районе островов Петра через реку Вездеходная. Пока шли прикрытой островами частью припая, лёд был ровным. Как только гряды низких островов и приливно-отливной зоны закончились, стали встречаться торосы. И чем дальше мы уходили в море, тем они становились непроходимее. В итоге снова были вынуждены повернуть назад и пройти вплотную к берегу. Ближе к обеду, поднялся сильный штормовой ветер. Идти против него стало очень сложно, асвп теряло ход, ветер всё дальше пытался выносить нас в море кидая о торосы. С большим трудом подобрались к берегу и дойдя до заброшенной полярной станции Андрея решили переждать. Станция состояла из двух больших строений и перехода между ними, и небольших хоз построек, генераторная с дизелем . Рядом располагались бочки из под топлива по 10 и 25м3 стоящих на сваях. В них мы обнаружили остатки дизтоплива. Прибор показал что это арктическая солярка. На участке поблизости стояли приборы для наблюдения за погодой и её явлениями. Из крыши строения поднималось множество антенн. В основной массе стёкла в постройках были выбиты и всюду, даже внутри были медвежьи следы. Они часто облюбовывают такие объекты, а порой могут даже в них жить. Сначала перед подходом к полярке мы выпускали лайку Воя, собака обследовала окрестности, строения и показывала нам что всё чисто, тогда мы всё же вооружившись многозарядным карабином подходили. Встречи с медведем , самым крупным хищником севера не хотел никто. Но так как он ничего не боится, то может смело подойти к нам сам , гостям его владений и тогда исход этой встречи непредсказуем. Тем не менее я с собакой взяв карабин пошёл осмотреть станцию. В непосредственной близости стоял забитый снегом гусеничный трактор ДТ75, пофотографировав его пошёл к станции. Некоторые комнаты сохранили стёкла, в них не нанесло столько снега как в тех, где стёкла и окна были высажены медведями. Сохранилась радиорубка в которой стояли передатчики, приёмники и блоки питания радиоаппаратуры, журналы ведения сводок и наблюдения. В соседней комнате располагалась библиотека, правда стеллажи сильно занесло снегом, там же стоял велотренажёр. Кухня и кладовая, на которой медведи изрядно пошерстили, перевернули столы, сломали шкафы и полки. Жилие комнаты в которых стояли кровати, тумбочки, какие-то личные вещи. Основная часть комнат заметена снегом. Прачечная, там же и помещение типа сауны на двух-трёх человек, старая стиральная машина «Волна», пемолюкс на полке, потрескавшееся зеркало на стене. Отопление было водяное. Выполнена разводка и батареи по всему дому, тут же в пристройке котельная. Очевидно, что станция была рассчитана на проживание порядка 5-6 человек. Судя по последним записям в журналах, была покинута людьми в 1998г. А вокруг белое безмолвие, бесконечная тундра и торошёное море, царство мерзлоты и отчуждения, суровый край белых медведей.
День 30 апреля 2013 г. На ночёвку встали в море, застигнутыми метелью. Зачехлили ДРК и решили переждать. Несмотря на круглосуточный практически день, невидно было не зги. Но прошло всего три часа, как погода кардинально изменилась. Стих ветер, прекратился снег, видимость улучшилась и мы увидили горный массив который тянулся по береговой линии в 20км от нас. Приняли решение не мешкая воспользоваться окном в погоде и отправиться дальше. Но поля торошения снова остановили нас и мы были вынуждены уходить в реки и двигаться по ним переходя водоразделы по тундрам. В море торосы, а казалось бы чего опасного в бескрайней заснеженной тундре? В тундре изрезанный рельеф множеством ручъёв, рек и озёр. Их сотни. Малые и побольше. Берега то пологие, то обрывистые, кругом белизна, всё сливается в молоко и где тот коварный край и обрыв не знает никто. Но по тундровым рекам очень заманчиво двигаться. Так как это единственная возможность обойти торосы. Места дикие и безлюдные. Здесь есть уголки, где не ступала нога человека – геолога или путешественника. Здесь уповать нужно только на удачу, опыт и самого себя. Идя по рекам с названиями – Геологов, Медвежья, Вездеходная, Гольцовая, Опасная, Неизвестная, Топографов, Северная, рельеф особо не меняется. Лишь приближаясь к самым северным горам Таймыра – Бырранга, полустров поражает своим величием и могуществом. Каньоны среди скальных распадков, снежных наносов , каменные гряды и осыпи и слепящая белизна горит в лучах солнца и ветер, срывающийся с неистовой силой с гор и летящий по долинам рек, сопкам, тундре. Зайдя на речку Гольцовая , перепрыгнув по высотам через водораздел, мы попались в одну из ловушек в тундре среди сопок. Сильный порывистый ветер, жёсткий и обжигающий, боролся с аэроходами, движимыми тем же быстрым потоком воздуха от винтов, с трудом мы карабкались по берегам реки и склонам сопок. На одном из подъёмов на переломе рельефа катер 366 перевалив через него, стремительно пошёл вниз и вбок. Сделать уже было ничего нельзя. Резкий удар об скалу в правый борт и остановка. Треснутое стекло, рваные раны на обшивке корпуса, заклинивший маршевый винт , переломанные лопасти и искорёженная кольцевая насадка ДРК. Скеги целы. Двигатель исправен. Члены экипажа , в т.ч. Вой который штатно приписан к борту 366 в порядке. Начали операцию спасения. Размотали лебёдки и удлинители, начали раскапывать от снега другой борт что бы скомпенсировать сильный крен. Глубина снега в этом месте очевидно была несколько метров. Потихоньку двумя лебёдками вытащили 366й из расщелины. Много повреждений, но не так всё страшно как кажется. Начали рихтовку, вытяжку металла лебёдкой, замену лопастей винта. Рваные детали залатали. А для растяжки кольцевой насадки вообще использовали поперечину спального места из салона. Механик Меркурьев Артём уже приступил к балансировке валов привода винта. До самой северной оконечности материка всего 190км. Это не расстояние для нас глядя на то, что мы уже прошли. Мы дойдём до Челюскина, потому что связаны одной целью, и всё это – непогода, торосы, ветер и снег, поломки и трудности на пути, только подливает масло в огонь. Мы будем на Челюскине . N 76.30.158 E 105.09.450
22:07 по местному времени Непонятно что сейчас день или ночь, так как всё время светло. Смотришь на часы и не понимаешь какое время суток. Дует юго-восток, да с такой силой, что АСВП сложно и опасно управлять. Ветер срывает позёмку и тянет её вдоль поверхности земли ,сливая всё в один белый цвет. Невидно переломов рельефа и из-за этого возникает опасность снова угодить в распадок или яму и разбить Хивус. В обед, покушав наваристой ухи из кумжи и гольца, разошлись по катерам и легли спать, выжидая погоду. На западе стали показываться разрывы и закатное небо в них, но весь восток север и юг, как и небо над нами затянуто серой пеленой. Больше так рисковать не хочет никто, поэтому время идёт , но мы продолжаем ждать. Обратная дорога по треку будет проще. Сейчас же у нас есть конечная точка, но идём мы в неизвестность, осторожно ступая вперёд стараясь проверять каждый шаг. Много уходит топлива на поиск верного направления, приходиться часто возвращаться особенно в море. Сначала визуально ищем полосу чистого более-менее льда, а затем идём по ней, и когда торосы останавливают нас, ищем переход на другую полосу. Но бывает и так, что пройдя 15-20 километров, чистая полоса захлопывается торосами и тогда, скрипя зубами, приходится возвращаться обратно и снова жечь топливо. Это цена разведки. Быть в авангарде всегда непросто. Пару дней назад, когда Вой убежал на берег по следу оленей или ещё кого и его долго не было, мы встали среди торосов ожидая собаку. Я взял карабин , рацию и отправился на поиски собаки. Берег был обрывист и высок. На кромке обнаружил ещё не заметённые следы медведя, но уже не свежие. Вскарапкавшись по распадку наверх, передо мной легла бескрайняя тундра с не большими проплешинами на которых виднелся мелкий камень покрытый мхом, а внизу насколько хватало глаз раскинулось море в торосах. Но в километрах 2-3х от того места где стояли АСВП я заметил широкую полосу чистого тёмного льда тянущуюся до горизонта в нужном нам направлении. Тёмного, вероятно от того ,что ветер сдувал с него снег и он был чуть ли не глянцевым. Через час, улышав лай я нашёл собаку. Она загнав в тесный распадок с высокими кромками наддувов и камней , облаивала загнанного туда овцебыка не давая ему шевельнуться. Похвалив разгорячившегося в азарте Воя, кое как увёл его, привязав верёвкой найденной в кармане. Отошли мы недалеко в тот день на Хивусах, снова встав в торосах. Наутро, встав пока ещё все спали, взяв оружие и рацию, отправился на поиски той заветной полосы чистого льда. Чем дальше я шёл, тем выше были торосы. В конечном итоге отойдя от места стоянки на 3 километра я уже не мог обойти нагромождения льда , а перелезал по ним словно по плитам. Забравшись на самый высокую ледяную скалу , взору представилась неутешительная картина. Насколько хватало глаз , виднелись баррикады нагромождённого льда. Чистая полоса , которую я увидел с высокого берега, оказалась оптической иллюзией, которая нередко встречается на севере. Пришлось возвращаться обратно и докладывать об этом известии экипажу. Ещё оптические искажения мы наблюдали, минуя водоразделы и двигаясь к бухте Марии Прончищевой. Идя пешком разведуя траекторию движения для асвп , мы обратили внимание, что над поверхностью земли легла полоска такой линзы, которая увеличивает объекты удалённые от нас. Смотришь на Хивус стоящий в двухстах метрах от нас и вот он через линзу уже в 100 метрах, так же как и горы и полоска каменных гряд между сопками и люди что стоят возле катеров. Сильный ветер 20-25м/с тянет позёмку. Ждём погоду. Двигаться в таких условиях слишком опасно и неэффективно по топливу. Скорость мала, а двигатель приходиться крутить на полную. Вой спрятался от ветра с кормы катера за рулями управления и пилоном, разместившись на сетке кольца нагнетателя. Свернулся клубочком, словно по нему сетку и сшили. Но иногда что бы размяться и если нет оленей, песцов и овцебыков и не за кем побегать, то просто носиться по сопкам. То против ветра подняв нос, то по ветру разгоняясь на склонах так, что едва успевает переставлять ноги. По спутнику с большой земли пишут, что наступила весна, на берёзках распустились первые нежные зелёные листочки. Всё нарядилось в долгожданный весенний наряд. Что деревья, что девушки. А у нас пока весна это то, что ветер чаще дует южных, восточных и западных направлений, но всё же бьёт порой хлёстко и далеко не по весеннему. N 76.30.158 E 105.09.450
_____________
Мы все скучаем по своим родным и любимым, и то что вы ждёте нас, переживаете за нас, поддерживаете, добавляет нам массу сил. Первый в истории переход на АСВП к самой северной оконечности материка Евразия к мысу Челюскин будет осуществлён. Вы снами!!!
Что-то мне дневник навевает Страну багровых туч, Стругацких... И сразу хочется бежать - совершать какой-нибудь подвиг. Удачи вам на этих крайних, самых сложных километрах!!! Морально с вами.
Если уж говорить о Стругацких, то вспомнить - "Понедельник начинается в субботу" бессмертное творение.
Сам прожил неделю в Ветлуге, вдали от людей и дорог, где только лес и поля - и тетерева, глухари и зайцы ... где нет дорог и соседей, где нет света и времени. Где жили от восхода (точнее до восхода, в 3 утра) и до вечерней зорьки - где "хоркает" вальдшнеп и пронзительно свистит утка. Где нет ощущения течения жизни, где все размеренно и вовремя.
А что до девушек .... невозможно ездить по городу сложнее, чем по лесной дороге! Коротке юбки и смелые взгляды делают свое дело .. весна!