Итак. Первый в истории человечества велопоход по территории бывшего гималайского королевства Сикким (ныне индийский штат Сикким) успешно завершен! Но обо всем по-порядку.
Индия - "Миллионы мух не могут ошибаться..."
Начну с того, что я представляла Индию совсем по-другому. Да, я слышала, что там грязновато, но вокруг столько народу восхищаются этой страной и ее богатой культурой. В общем, великое прошлое - это все, что осталось. Настоящее - это смог, грязь, смрад и куча неприятных людей. Для лучшего понимания о чем я говорю, нужно в знойный летний день постоять на горящей свалке, прогуляться по цыганскому табору, обязательно засунуть голову в помойку, а напоследок посидеть над неисправным канализационным коллектором. Но, боюсь, этого будет недостаточно, потому что все эти ощущения желательно испытывать одновременно, воздух у нас прохладнее, цыган мало, да и стайку-другую крупных крыс, дополняющих общую картину, найти будет непросто.
Свое путешествие мы начали в Дели - именно туда прилетел самолет. Потом машиной до Агры - оттуда уходил наш поезд в светлое будущее. На Агре стоит остановиться отдельно - именно там находится знаменитый на весь мир Тадж-Махал и описанный в "Знаке Четырех" (The Sign of Four) Конан Дойля, форт.
Дверь, у которой убивали купца Ахмета, находится как раз где-то с этой стороны.
Но достопримечательности Агры не ограничиваются древностями. Куда больше бросаются в глаза толпы бродяг, фавелы, бесконечные помойки с колоритными ужинающими на них верблюдами, загаженные тротуары и канавы с тухлой водой.
Вокзал Агры поразил меня, пожалуй, больше всего. Крысы там совершенно легально живут в трансформаторной будке, а чтобы им удобнее было питаться - в мусорных баках внизу сделаны специальные отверстия - входы. Пока мы ждали поезда (который опоздал всего-то часа на три), вокруг несколько раз полностью гас свет. Мы решили, что свет гаснет, когда очередная крыса пытается перегрызть провода, и ее коротит.
Индийский штат Сикким - это небольшая территория, ограниченная с севера и востока - Тибетом и Бутаном, с запада - Непалом, на юге - Бангладеш. Еще менее 40-ка лет назад Сикким был самостоятельным королевством, посему и население там до сих пор особенное - коренные представители монголоидной расы - лепча и бхутия, а также непальцы. Индусов, к счастью, очень мало, и то, в основном, в южной части.
В Сиккиме писал свои картины Рерих, в Сикким бежал последний китайский лама.
На границе Сиккима с Непалом находится третья по высоте вершина мира - Канченджанга или Кончандзонга по-сиккимски. Увидеть ее и подобраться к ней как можно ближе на велосипедах по дорогам и было нашей основной целью.
Рерих. Канченджанга.
Нитка маршрута: машиной от Дели до Агры, поездом от Агры до Силигури (NJP) в индийском штате Западный Бенгал, на велосипедах от Силигури через Рангпо, Гангток, Манган, Тингвонг, часть пути до монастыря Тхолунг-Гомла. Потом дорога кончилась... Обратно мы выбирались через Дикчу и Сингтам. От пропускного пункта Рангпо уже на джипах уехали в Дарджиллинг, где провели оставшиеся до обратного поезда полтора дня. В общем, все, что можно было успеть за три недели в Индии, при наших силах и целях.
"The road goes ever up and up..." (Толкин в свободной интерпретации.)
Сразу после выезда из Силигури мое настроение стало улучшаться - вдоль дороги пошел широколиственный лес, очень скоро начались горы. Сначала они были совсем невысокими, но мы все набирали и набирали высоту. Дорога по территории Бенгала была относительно пологой (насколько это вообще возможно в данной местности). В Сиккиме подъемы стали круче и моей системы уже с трудом хватало на груженый велосипед.
Тюнингованный индийский грузовичок.
Столица Сиккима - Гангток.
Пейзажи менялись, неизменным оставалось только одно - вершины гор были затянуты облаками. Выше в горах облака лежали в ущельях - под нами, на дорогах - на нас. В общем, делали все, чтобы мы не чувствовали себя в горах. Зона леса в Гималаях, как ни странно, гораздо выше, чем зона леса в тех горах, что я видела раньше. И если на Кавказе или в Киргизии 4-х и 5-ти тысячники выглядят внушительными горами, а какие-нибудь Тункинские Гольцы в Саянах при высоте в 3000 метров уже мега-горы, то здесь густой лес тянется почти до самой вершины и только на самом верху можно разглядеть маленькую снежную шапку. Вода стекает с крутых склонов бесконечными узкими и протяженными водопадами.
Погода не порадовала нас видами восьмитысячников, хотя по прямой до Кончандзонги мы не добрались чуть более 30 км... Но порадовала мистическими рваными клочьями тумана, теплыми дождями и нежарким редким солнцем. Набирать высоту в такую погоду гораздо комфортнее, чем в жару.
Сначала мы ночевали в палатке, потом это стало в принципе невозможно - так как все места, где можно было бы поставить палатку, уже были заняты домами. Плотность населения вдоль дорог здесь очень высокая. В итоге, в палатке мы провели всего четыре ночи.
Дорожное покрытие до столицы Сиккима - Гангтока было просто идеальным. Однако плотный траффик при очень узкой, постоянно поднимающейся серпантином дороге с полным отсутствием ограждения над пропастью, делали движение не таким простым. Очень часто приходилось останавливаться, потому что разъезжающиеся грузовик и джип делали это прямо рядом с велосипедом, на грани фола, едва ли не сталкивая меня в канаву у скалы (когда речь шла о пропасти, я бывало, долго выжидала время, чтобы проскочить опасный участок в отсутствии встречки).
Дорога после Гангтока (в Северном Сиккиме) стала заметно хуже и, к счастью, траффик значительно уменьшился. Но привычка индийских водителей догонять меня в самом узком месте и неожиданно выскакивать навстречу там, где разъехаться в принципе невозможно, сохранялась в течение всего путешествия.
Потом дорога кончилась... Оползни и обвалы - нормальное явление в этих краях. Момент, в который дорога исчезнет под массой осыпавшегося на нее склона или сама целиком уйдет вниз, в пропасть - предсказать невозможно. Конечно, дорожные службы постоянно занимаются ее восстановлением. Но если расчистить дорогу от обвала достаточно просто, то восстановление обвалившейся дороги требует ее перепроектирования и взрывных работ. Пересекать крутой склон по еле заметной тропе непросто даже без велосипедов. По тропе в монастырь Тхолунг-Гомла мы пошли пешком. Мальчик-проводник, который сопровождал нас на этом участке пути, всю дорогу пел песни, рассказывал обо всех местных растениях, о Сиккиме, своем народе, спрашивал о России, собирал для меня веточки местной желтой малины и землянику, а иногда даже танцевал. Мы решили, что ради нас он был снят с каких-нибудь огородных работ.
Вечер, который мы провели в монастыре, пожалуй, мое самое светлое впечатление из этой поездки. Наползающий на горы туман, костер, чашка индийского чая (чай - это отдельная история) после тяжелой дороги. Потом проливной дождь, открытое настеж окно, теплый плед и свеча на столе. Лошадки в тумане и печенье, которое у нас для них нашлось. Суетящиеся у глиняного очага по-доброму улыбающиеся азиаты.
Природа очень похожа на природу Кавказского биосферного заповедника, в той его части, что полностью закрыта для посещения... Только деревья больше. Рододендроны, например, вырастают величиной с рябину (внятно сфотографировать, к сожалению, не удалось).
Когда мы возвращались назад к велосипедам - дорогу перекрыл свежий обвал.
Обратный путь мы проделали по менее загруженным дорогам. В Дарджиллинге - месте, где выращивают лучший индийский чай, нам наконец открылась Кончандзонга - минут на пять. И мы решили, что миссия наша выполнена.
Рерих. Кончанджанга. Тайный час. Это для иллюстрации, какой кусок, в итоге, мы увидели.
Конечно же, нет!!! В Сиккиме чистый воздух, хороший климат, приятные люди, нет мусора, фавел и бомжей. Сикким, хоть и является уже 38 лет индийским штатом, отличается от Индии, как небо от земли, как зима от лета... Вводное описание Индии я дала для того, чтобы не вводить в заблуждение и не составлять впечатления, что Индия - прекрасная страна. Сикким - это НЕ Индия (в этом уверены как сиккимцы, так и отдыхающие там от своей "incredible" Индии индусы).
Животный мир Сиккима многообразен. Самыми крупными хищниками там являются гималайский медведь и снежный барс. Ни того, ни другого мы не видели...
Больше всего мы видели обезьян. Правда, еще до въезда в Сикким - в штате Западный Бенгал, в предгорьях Гималаев. Они там вроде бродячих собак - никого не боятся и никого не интересуют. В целях эксперимента мы как-то раз покормили их бананами - берут из рук и требуют еще. Главный обезьян всегда покалечен - видимо, много дерется. Пару раз мы ночевали рядом с ними в лесу, но видели их только утром (что радует). Они очень забавно прыгают по вершинам высоких деревьев, но у них такие зубы..., а делать уколы от бешенства так не хотелось...
В лесу очень много бабочек всех цветов и размеров. Змей видели только на дорогах (уже в неживом состоянии). Как-то раз спугнули гималайскую куропатку. Наблюдали колонии скальных пчел (тех самых, что описаны у Киплинга в "Маугли"). И это, пожалуй, все...
Добраться до меда - очень сложно.
Теперь о главном - о моих любимых пиявках. В Сиккиме они очень распространены, но, в отличии от Вьетнамских, выползают только после дождей. От пиявок не спасают даже ботинки с плотными штанами и гамашами. Поэтому, помучавшись немного, я перешла на следующую стадию их восприятия: "напьется - сама отвалится". Единственная проблема - в месте укуса очень сложно остановить кровь.
Пиявка все время в движении, но представление о ней составить можно...
Пожалуй, о людях у меня сложилось самое противоречивое впечатление - впечатление об индусах в Индии прямо противоположно впечатлению о сиккимцах. Про индусов в Индии, в их общей массе, писать не буду. Напишу о Сиккиме, сиккимцах и людях, встретившихся нам на этой территории.
Встречи на дорогах начались в Гангтоке, куда мы прибыли глубокой ночью, под проливным дождем, когда все вокруг уже было закрыто. Незнакомые братья-сиккимцы помогли найти отель и разместиться в нем. Пока мужчины улаживали формальности, мама этих ребят успела рассказать мне все об их жизни и о жизни остальных своих детей.
Очень интересных людей мы встретили в Дзонгу. Эта территория отдана в пользование коренному населению - народу лепча. На ней они и живут, ведя традиционное хозяйство, и, как я успела заметить по огромному количеству книг по истории, орнитологии и животному миру Сиккима, заботятся о своем крае.
Как-то на обратном пути, решив не возвращаться в Манган на ночевку, а проехать еще пару часов до темноты, мы так и не смогли найти отель. В какой-то деревне нас пригласили переночевать в доме, выделили нам отдельную комнату с шикарной кроватью, разбудили утром чашкой чая (всегда бы так будили ) и отказались от денег.
А вообще, эта поездка была для меня непривычной еще и тем, что я очень много болтала. Болтала не только по необходимости (где, куда, когда, как и т.п.), но и просто так, на отвлеченные темы.
Чуваки родом из Калькутты - это на берегу Бенгальского залива, километров 700 от места, где мы с ними встретились. Единственное, что я так и не расслышала - это куда они дальше направляются, в Западный Сикким или уже домой. С байкерами вообще забавно общаться, когда они в фулфейсах - чуть не с головой в шлем приходится залезать, чтобы что-то расслышать. Кстати, с байкерами в этот раз особенно часто общалась (они чаще всех интересовались, все ли у нас в порядке). Наверное, у них сложилось впечатление, что я чуток глуховата. А так - байкеры вообще моя слабость. Пока со всеми поболтала - такую пробку из джипов собрали...