Моя очередь отчёт выкладывать. =)
Небольшое вступление. Идею о поездке на ГЭС я скинул Хантер'у без особой надежды на благополучный исход. Когда минут через 20 Хантер перезвонил и сказал, что нас ждут с распростёртыми объятиями, я мягко говоря, удивился. Режимный стратегический объект, кто туда посторонних любопытных пустит? Но ничего невозможного нет, поездка удалась.
Собрались с получасовой задержкой за переездом на ст. Дубравная, и в бодром темпе рванули в Заволжье.
Спереди Калина aaz'а, лифтованный Патриот, Джимник и клубный крузер. Мы с Татьяной aka Wolf на её Шкоде заняли пятое место в колонне, а замыкающим ехал Влад (Владислав_из_Нижнего здесь на форуме) на Шевроле Лачетти. Невероятно, но пузотёрок собралось столько же, сколько и джипов. Народа могло быть намного больше, но в воскресенье экскурсии запрещены, пришлось сдвигать поездку на будни.
К ГЭС приехали как фирменный поезд - точно по расписанию. Лихо запарковались на стоянке у входа, но через пару минут нас всё же попросили убрать машины на закрытую стоянку для сотрудников. Все вышли из машин, осторожно расчехлив фототехнику. Ощущение, что нажатие на кнопку спуска приведёт к падению на землю с последующим массажем дубинкой или шокером не проходило ни у кого, поэтому мы для храбрости стебались друг над другом и ждали нашего экскурсовода. Он не заставил себя ждать. Через проходную нас запускали по списку, заранее предоставленному в службу охраны.
Нам всем выдали каски, без них передвигаться по станции запрещено. К слову, пару раз я крепенько приложился этой самой каской в низких коридорах, так что, не зря там такие правила. Да и вообще, там нет ничего лишнего, всё служит какой-то цели. Ощущение этой собранности не покидало до выхода с объекта.
Тем временем Оксана устроила нам вводную лекцию, которую пришлось закончить минут за 5-10 - в вентиляционных отверстиях касок свистел очень холодный ветер, к тому же, ей нездоровилось. Поэтому пастуший кнут перешёл в руки Александра Николаевича и мы неспеша пошли к зданию машзала ГЭС. Перед этим сделали несколько пробных кадров - но никто нас мордой в снег за это не бросил. Уточнили, где можно снимать, а где нельзя. Ответ удивил ещё больше - фоткать можно было что угодно! Не поверив собственному счастью мы робко щёлкнули несколько кадров окружающей обстановки и потопали к тёплому зданию.
Вот такой памятник стоит на трерритории маленького сквера, три птицы, жизнь которых связана с водой. =)
В словах нашего гида чувствовалась сентиментальность и любовь к станции, сейчас редко кто так относится к рабочему месту. По пути нам уже было много чего рассказано, в основном по строительству ГЭС, велось оно рекордными темпами, на момент строительства плотина станции была самой длинной в мире. Из миллиона с хвостиком тонн бетона, затраченного на строительство. можно было бы возвести стену толщиной метр и высотой три от Нижнего до Питера. А в печально известную Саяно-Шушенскую вбухали больше 9млн т. бетона...
Вот так мы увидели здание машзала с близкого расстояния. Справа вдоль стены стоят повышающие трансформаторы, выдающие 110 и 220кВ на 4 линии. Те, что вольтажом пониже - тупиковые, ведут к конечным потребителям электроэнергии, а через линии на 220кВ станция сообщается с энергосистемой всего региона, подпитывая её по необходимости. Напомню, мощность одного гидроагрегата 65МВт, а все 8 выдают 520МВт мощности. Что удивительно - это всего лишь 13% (!) от необходимой мощности для нашего региона! Несмотря на наличие такой неслабой станции, наш регион является дефицитным в плане электроэнергии. На крыше станции стоит 500-тонный кран для проведения ремонтных работ с гидроагрегатами.
Денис aka Nosorog со своей второй половинкой. Нарушают ТБ, каски нет. =)) Хотя, специально обоученная бронеберетка для экскурсии вполне сгодится.
Машзал всё ближе, уже слышен слабый гул изнутри. Волнение и предвкушение интересной экскурсии охватило всех.
Заходим внутрь, я начинаю осматриваться. Столько всего нового... Запах трансформаторного масла, подмешанный в ионизированный воздух, особенное тепло и вибрация от гигантских машин и тот самый гул. Нет, он негромкий, не мешает разговаривать, но мощь гидроагрегатов чувствуется срау же. Эмоций море! Из-за стены выглядывает верхушка первого гидроагрегата, Александр Николаевич рассказывает про станцию, её место в Волжском каскаде, причём делает это очень увлечённо. Вспоминаю про фотик, осматриваюсь. Освещение не айс, без вспышки придётся работать на больших выдержках, а моргать пыхой почему-то совсем не хочется. Подхожу поближе к Александру Николаевичу, чтобы лучше было слышно, но тут обращаю внимание на вот этот
невесть как сохранившийся образец советской техники. Я таких не видел ни разу, с газировкой да, сколько угодно, а такой попался впервые. Начинаю в полной мере осознавать, что такое рай для техноманьяка. =)
А вот и светильники, они и ряд другой фурнитуры предназначались для какой-то станции метро в Москве, но были в срочном порядке направлены на нашу ГЭС. Вроде мелочь, а они создают уют в этом громадном зале.
Между тем, лекция продолжалась. На фото схема гидроагрегата станции в разрезе.
Пустая колонка с заголовком "Перспективы развития" немного подпортила настроение. =)
Интерьер ремполщадки. На первом фото за коробками видна лопасть турбины. Её вес - 20 тонн, а диаметр крыльчатки с четырьмя лопастями - 9м. Вес гидроагрегата в сборе - 480 тонн. В потолке видна квадратная крышка, они есть над каждым гидроагрегатом. Раз в 8 лет каждый агрегат проходит капремонт, краном открывают крышку над ним, цепляют весь гидроагрегат, поднимают его на крышу, переносят до люка ремзоны и опускают на эту площадку. Канал водовода перед этим, есессно, перекрывается и вода из него выкачивается. Кстати, одна из лопастей стоит во дворе ННГАСУ, будет время - можете съездить, осмотреть.
И вот, вступительная лекция заканчивается, по лестнице поднимаемся в машзал.
Успеваю только раза три щёлкнуть фотиком и убедиться, что верхушка гидроагрегата выглядит живьём гораздо больше, чем на фото. Они реально оргомные. Фоткаю Дениса с его второй половинкой, оборачиваюсь - а остальные уже ушли вниз через какую-то дверь. Фотик в сумку, бегом догонять. Узкие крутые лестницы, тесный коридорчик, гул заметно усиливается, мы идём вниз, к генератору! Я считал, что дальше машзала нас ни при каком раскладе не пустят, а тут - пожалуйста. Спускаюсь до нужного уровня, Александр Николаевич открывает низкую тяжеленную стальную дверь и приглашает войти. Оттуда веет тёплым воздухом, но ничего не видно. Пригибаюсь, прохожу по низкому коридорчику и тут начинается самая сочная часть нашей экскурсии. На выходе из коридора мне в лицо бьёт нефиговый порыв ветра, инстинктивно распрямляюсь и делаю "бум" каской об железный косяк. Не успев выматериться, вижу в метре над головой вращающийся со скоростью 62,5 оборота в минуту 350-тонный ротор генератора. Тут у меня просто не хватает слов, чтобы описать эти ощущения. Даже в нашем великом и могучем не нашлось слов для этого случая...
Не решаюсь поднять фотик на ротор, делаю первый кадр вала турбины. Тоже, кстати, недетских размеров железяка. Диаметром, наверное, метр, соединяет крыльчатку турбины с ротором, длина в совкупности метров 10-15, не меньше. Нижнюю его часть мы осмотрим чуть позже. А пока я с выпавшей челюстью ходил вокруг этой махины, стараясь не делать неловких движений, т.к. в случае чего останки проще будет закрасить, чем отскоблить. Сцк, 65 мегаватт электрической мощности, 13,6кВ на обмотках статора, и все они на расстоянии вытянутой руки. Любоваться этой махиной можно было бы часами. Что характерно - тормозит генератор до полной остановки за 30 секунд, а стартует за две минуты, что делает ГЭС очень мобильным источником энергии. АЭС меняют мощность с гораздо бОльшей инерцией.
Остальные участники, независимо от пола и возраста, находились примерно в таком же состоянии. Отлепить нас от опорной крестовины могло только что-то другое, сравнимое по интересу. Выходим, слышу за собой в том самом низком коридоре ещё два "бума" каской об потолок.
Оставляем железного монтстра в одиночестве, закрываем дверь и идём дальше.
Очередная крутая лестница и мы на месте. Перед нами дверь, ведущая в шахту крышки турбины.
Изучаем табличку и заходим внутрь. Там очередное круглое помещение, внизу крышка турбины, вверху над нами генератор, посередине проходит вал гидроагрегата. Воздух влажный, внизу булькает вода, хотя этот гидроагрегат остановлен на ремонт. Управление притоком воды к лопастям трубины осуществляется при помощи 32 металлических пластин, каждая длиной около 3 метров и весом 3,5 тонны. Они подвешены на манер жалюзи, и способны либо направлять поток на крыльчатку нужным образом, либо прекращать доступ воды к ней для остановки. Направляющий аппарат (так правильно называется эта конструкция) управляется при помощи двух гидроцилиндров некислой мощности, штоки кторых торчат из стены слева. Вообще, на гидравлику там завязано буквально всё управление механической частью электростанции.
Выходим, не удерживаюсь, фоткаю маленькую дверку, её высота около 40см.
И снова на лестницу, на сей раз карабкаемся вверх.
Поднимаемся в машзал, нам показывают гидравлическое оборудование и 4-й агрегат, на крышке турбины которого мы только что побывали. Он остановлен на профилактику, решил не корчить из себя папарацци, выключил вспышку, чтобы не мешать рабочим. Вот что получилось с рук:
Машзал. Не знаю, сколько времени мне бы там потребовалось провести, чтобы надоело наблюдать за всем этим действом. Наверное поэтому работники станции все очень приветливые и искренне любят это детище инженерной мысли.
Гидроагрегаты №6, 7 и 8. Лампочка наверху горит - значит генератор работает.
Вот такой вид на нижний бьеф открывается из окон центра упраления ГЭС.
Нам показывают шкафы с десятками всяческих измерительных приборов, на втором кадре главный шкаф, на который сведены все показатели работы электрической части, на столе стоят два компьютера, с которых также можно управлять всем окружающим электрохозяйством. На третьей фотографии шкаф с сенсорным дисплеем метеостанции, она показывает температуру воды, воздуха, силу ветра, влажность, измеряет количество осадков, и т.п. Как позже выяснилось, эту метеостанцию произвела компания BOSCH.
Александр Николаевич попросил главного энергетика станции рассказать нам про электрическую часть станции. Также нам дали посмотреть график суточной выработки электроэнергии и нагрузки. Обратите внимание, с утра график резко уползает вверх, так что, с писком будильника мы с вами будим выключенные на ночь генераторы на ГЭС. Они помогают городской энергосистеме переварить пик нагрузки от чайников, печек, электротранспорта, станков и оборудования. В течение дня мощность станции колеблется около 250-300МВт, это хорошо видно на табло на стене.
Небольшое вступление. Идею о поездке на ГЭС я скинул Хантер'у без особой надежды на благополучный исход. Когда минут через 20 Хантер перезвонил и сказал, что нас ждут с распростёртыми объятиями, я мягко говоря, удивился. Режимный стратегический объект, кто туда посторонних любопытных пустит? Но ничего невозможного нет, поездка удалась.
Собрались с получасовой задержкой за переездом на ст. Дубравная, и в бодром темпе рванули в Заволжье.
Спереди Калина aaz'а, лифтованный Патриот, Джимник и клубный крузер. Мы с Татьяной aka Wolf на её Шкоде заняли пятое место в колонне, а замыкающим ехал Влад (Владислав_из_Нижнего здесь на форуме) на Шевроле Лачетти. Невероятно, но пузотёрок собралось столько же, сколько и джипов. Народа могло быть намного больше, но в воскресенье экскурсии запрещены, пришлось сдвигать поездку на будни.
К ГЭС приехали как фирменный поезд - точно по расписанию. Лихо запарковались на стоянке у входа, но через пару минут нас всё же попросили убрать машины на закрытую стоянку для сотрудников. Все вышли из машин, осторожно расчехлив фототехнику. Ощущение, что нажатие на кнопку спуска приведёт к падению на землю с последующим массажем дубинкой или шокером не проходило ни у кого, поэтому мы для храбрости стебались друг над другом и ждали нашего экскурсовода. Он не заставил себя ждать. Через проходную нас запускали по списку, заранее предоставленному в службу охраны.
Нам всем выдали каски, без них передвигаться по станции запрещено. К слову, пару раз я крепенько приложился этой самой каской в низких коридорах, так что, не зря там такие правила. Да и вообще, там нет ничего лишнего, всё служит какой-то цели. Ощущение этой собранности не покидало до выхода с объекта.
Тем временем Оксана устроила нам вводную лекцию, которую пришлось закончить минут за 5-10 - в вентиляционных отверстиях касок свистел очень холодный ветер, к тому же, ей нездоровилось. Поэтому пастуший кнут перешёл в руки Александра Николаевича и мы неспеша пошли к зданию машзала ГЭС. Перед этим сделали несколько пробных кадров - но никто нас мордой в снег за это не бросил. Уточнили, где можно снимать, а где нельзя. Ответ удивил ещё больше - фоткать можно было что угодно! Не поверив собственному счастью мы робко щёлкнули несколько кадров окружающей обстановки и потопали к тёплому зданию.
Вот такой памятник стоит на трерритории маленького сквера, три птицы, жизнь которых связана с водой. =)
В словах нашего гида чувствовалась сентиментальность и любовь к станции, сейчас редко кто так относится к рабочему месту. По пути нам уже было много чего рассказано, в основном по строительству ГЭС, велось оно рекордными темпами, на момент строительства плотина станции была самой длинной в мире. Из миллиона с хвостиком тонн бетона, затраченного на строительство. можно было бы возвести стену толщиной метр и высотой три от Нижнего до Питера. А в печально известную Саяно-Шушенскую вбухали больше 9млн т. бетона...
Вот так мы увидели здание машзала с близкого расстояния. Справа вдоль стены стоят повышающие трансформаторы, выдающие 110 и 220кВ на 4 линии. Те, что вольтажом пониже - тупиковые, ведут к конечным потребителям электроэнергии, а через линии на 220кВ станция сообщается с энергосистемой всего региона, подпитывая её по необходимости. Напомню, мощность одного гидроагрегата 65МВт, а все 8 выдают 520МВт мощности. Что удивительно - это всего лишь 13% (!) от необходимой мощности для нашего региона! Несмотря на наличие такой неслабой станции, наш регион является дефицитным в плане электроэнергии. На крыше станции стоит 500-тонный кран для проведения ремонтных работ с гидроагрегатами.
Денис aka Nosorog со своей второй половинкой. Нарушают ТБ, каски нет. =)) Хотя, специально обоученная бронеберетка для экскурсии вполне сгодится.
Машзал всё ближе, уже слышен слабый гул изнутри. Волнение и предвкушение интересной экскурсии охватило всех.
Заходим внутрь, я начинаю осматриваться. Столько всего нового... Запах трансформаторного масла, подмешанный в ионизированный воздух, особенное тепло и вибрация от гигантских машин и тот самый гул. Нет, он негромкий, не мешает разговаривать, но мощь гидроагрегатов чувствуется срау же. Эмоций море! Из-за стены выглядывает верхушка первого гидроагрегата, Александр Николаевич рассказывает про станцию, её место в Волжском каскаде, причём делает это очень увлечённо. Вспоминаю про фотик, осматриваюсь. Освещение не айс, без вспышки придётся работать на больших выдержках, а моргать пыхой почему-то совсем не хочется. Подхожу поближе к Александру Николаевичу, чтобы лучше было слышно, но тут обращаю внимание на вот этот
невесть как сохранившийся образец советской техники. Я таких не видел ни разу, с газировкой да, сколько угодно, а такой попался впервые. Начинаю в полной мере осознавать, что такое рай для техноманьяка. =)
А вот и светильники, они и ряд другой фурнитуры предназначались для какой-то станции метро в Москве, но были в срочном порядке направлены на нашу ГЭС. Вроде мелочь, а они создают уют в этом громадном зале.
Между тем, лекция продолжалась. На фото схема гидроагрегата станции в разрезе.
Пустая колонка с заголовком "Перспективы развития" немного подпортила настроение. =)
Интерьер ремполщадки. На первом фото за коробками видна лопасть турбины. Её вес - 20 тонн, а диаметр крыльчатки с четырьмя лопастями - 9м. Вес гидроагрегата в сборе - 480 тонн. В потолке видна квадратная крышка, они есть над каждым гидроагрегатом. Раз в 8 лет каждый агрегат проходит капремонт, краном открывают крышку над ним, цепляют весь гидроагрегат, поднимают его на крышу, переносят до люка ремзоны и опускают на эту площадку. Канал водовода перед этим, есессно, перекрывается и вода из него выкачивается. Кстати, одна из лопастей стоит во дворе ННГАСУ, будет время - можете съездить, осмотреть.
И вот, вступительная лекция заканчивается, по лестнице поднимаемся в машзал.
Успеваю только раза три щёлкнуть фотиком и убедиться, что верхушка гидроагрегата выглядит живьём гораздо больше, чем на фото. Они реально оргомные. Фоткаю Дениса с его второй половинкой, оборачиваюсь - а остальные уже ушли вниз через какую-то дверь. Фотик в сумку, бегом догонять. Узкие крутые лестницы, тесный коридорчик, гул заметно усиливается, мы идём вниз, к генератору! Я считал, что дальше машзала нас ни при каком раскладе не пустят, а тут - пожалуйста. Спускаюсь до нужного уровня, Александр Николаевич открывает низкую тяжеленную стальную дверь и приглашает войти. Оттуда веет тёплым воздухом, но ничего не видно. Пригибаюсь, прохожу по низкому коридорчику и тут начинается самая сочная часть нашей экскурсии. На выходе из коридора мне в лицо бьёт нефиговый порыв ветра, инстинктивно распрямляюсь и делаю "бум" каской об железный косяк. Не успев выматериться, вижу в метре над головой вращающийся со скоростью 62,5 оборота в минуту 350-тонный ротор генератора. Тут у меня просто не хватает слов, чтобы описать эти ощущения. Даже в нашем великом и могучем не нашлось слов для этого случая...
Не решаюсь поднять фотик на ротор, делаю первый кадр вала турбины. Тоже, кстати, недетских размеров железяка. Диаметром, наверное, метр, соединяет крыльчатку турбины с ротором, длина в совкупности метров 10-15, не меньше. Нижнюю его часть мы осмотрим чуть позже. А пока я с выпавшей челюстью ходил вокруг этой махины, стараясь не делать неловких движений, т.к. в случае чего останки проще будет закрасить, чем отскоблить. Сцк, 65 мегаватт электрической мощности, 13,6кВ на обмотках статора, и все они на расстоянии вытянутой руки. Любоваться этой махиной можно было бы часами. Что характерно - тормозит генератор до полной остановки за 30 секунд, а стартует за две минуты, что делает ГЭС очень мобильным источником энергии. АЭС меняют мощность с гораздо бОльшей инерцией.
Остальные участники, независимо от пола и возраста, находились примерно в таком же состоянии. Отлепить нас от опорной крестовины могло только что-то другое, сравнимое по интересу. Выходим, слышу за собой в том самом низком коридоре ещё два "бума" каской об потолок.
Оставляем железного монтстра в одиночестве, закрываем дверь и идём дальше.
Очередная крутая лестница и мы на месте. Перед нами дверь, ведущая в шахту крышки турбины.
Изучаем табличку и заходим внутрь. Там очередное круглое помещение, внизу крышка турбины, вверху над нами генератор, посередине проходит вал гидроагрегата. Воздух влажный, внизу булькает вода, хотя этот гидроагрегат остановлен на ремонт. Управление притоком воды к лопастям трубины осуществляется при помощи 32 металлических пластин, каждая длиной около 3 метров и весом 3,5 тонны. Они подвешены на манер жалюзи, и способны либо направлять поток на крыльчатку нужным образом, либо прекращать доступ воды к ней для остановки. Направляющий аппарат (так правильно называется эта конструкция) управляется при помощи двух гидроцилиндров некислой мощности, штоки кторых торчат из стены слева. Вообще, на гидравлику там завязано буквально всё управление механической частью электростанции.
Выходим, не удерживаюсь, фоткаю маленькую дверку, её высота около 40см.
И снова на лестницу, на сей раз карабкаемся вверх.
Поднимаемся в машзал, нам показывают гидравлическое оборудование и 4-й агрегат, на крышке турбины которого мы только что побывали. Он остановлен на профилактику, решил не корчить из себя папарацци, выключил вспышку, чтобы не мешать рабочим. Вот что получилось с рук:
Машзал. Не знаю, сколько времени мне бы там потребовалось провести, чтобы надоело наблюдать за всем этим действом. Наверное поэтому работники станции все очень приветливые и искренне любят это детище инженерной мысли.
Гидроагрегаты №6, 7 и 8. Лампочка наверху горит - значит генератор работает.
Вот такой вид на нижний бьеф открывается из окон центра упраления ГЭС.
Нам показывают шкафы с десятками всяческих измерительных приборов, на втором кадре главный шкаф, на который сведены все показатели работы электрической части, на столе стоят два компьютера, с которых также можно управлять всем окружающим электрохозяйством. На третьей фотографии шкаф с сенсорным дисплеем метеостанции, она показывает температуру воды, воздуха, силу ветра, влажность, измеряет количество осадков, и т.п. Как позже выяснилось, эту метеостанцию произвела компания BOSCH.
Александр Николаевич попросил главного энергетика станции рассказать нам про электрическую часть станции. Также нам дали посмотреть график суточной выработки электроэнергии и нагрузки. Обратите внимание, с утра график резко уползает вверх, так что, с писком будильника мы с вами будим выключенные на ночь генераторы на ГЭС. Они помогают городской энергосистеме переварить пик нагрузки от чайников, печек, электротранспорта, станков и оборудования. В течение дня мощность станции колеблется около 250-300МВт, это хорошо видно на табло на стене.