Из письма Анатолия Парфёнова...
Привет, Дмитрий!
Взаимно рад знакомству, пусть пока и заочному... Повторюсь, что когда
в очередной раз пришел на "малую родину" и увидел крест, да еще с
"эпитафией" почитаемого мною А. СОлженицына, дал себе
слово разыскать этих славных ребят- экстремалов и поблагодарить их за
благородный труд или пусть даже хобби...А добавить можно многое.
Детская память, сами знаете, самая цепкая. На "десятку" мы доезжали в
основном по железной дороге: от СУхобезводного шла ветка через станции
Кайск, Лапшангу (ныне пос. Северный), Поржню, Рассвет, 11 ОЛП, 12 ОЛП
и наконец ОЛП 10. Ни электричек, ни теплушек не было, а ездили на
дрезинах чаще всего или даже на мото-вагонетках: сидишь, а кусты хлещут
по лицу - та еще "вьетнамская" ( как по -вашему)была дорога! А по
бокам-то , понятно, всу косточки зэковские ( иногда с просек и впрямь
подносили умерших на лесоповале и клали на ту же дрезину, чтоб довезти
до лагеря). Конечнвя станция у нас именовалась просто и без затей -
"Перевалка", потому как именно тут сгружали различные грузы, а
лес-кругляк загружали на вагоны. "Перевалка" строгона север от
Поклонного креста? перейти через Ужгур и подняться метров 500 вверх (
тут раньше проходила т.н. лежневка - настил а по нему вдоль бревна , по
которым катились вагонетки с лесом кругляком, иъх катили сначал зеки,
а потом стали и лошадей использовать),там щас еще геологический столбик имеется. Чуть подальше перевалки было
солдатское стрельбище: вы наверняка, добираясь до 26-го слева видели
полянку - вот там и была насыпь из бревен, где конвоиры 2-3 раз в
неделю строчили из ППШ, мы выковыривали там свинец для рыболовных нужл
( Ужгур когда-то был рыбной рекой, это сейчас без слез не взглянешь). А
дальше по ветке, километрах в полутора, был жд-тупик- простая насыпь: вот за него, разобрав
бревна, зеки и скинули тогда паровоз - он угодил прямо в чавкающую
болотину возле Ужгура. Меня удивило, как вы проехали по этому усу
сейчас: там ведь наверно пришлось строить еще один мост: по пути,
недалеко от стрельбища есть один большой ручей ( та еще бобриных
запруд море)- и через него был шаткий мост, который рушится в половодье. Каким чудом вы через него
перебрались? - уму непостижимо.
А на том мосту через Ужгур, который вы строите на снимках, я наблюдал
такую картину. Перегруженный лесом состав шел из леса (со стороны
Зиновьи)и встал перед мостом. Комендант лагеря Мироевский испунгался,
что мост рухнет и приказал часть вагонов отцепить. Ну приказал и
ускакал восвояси... А зеки народ непослушный: отматерили
"перестраховщика" (они это умели вычурно делать) и с разгона проскочили этот шаткий мостик. Мы,
мальчишки, в это время купались в омутке слева ( тут была поселковая
"купалка" и восхищеными глазами смьтрели, как дрожат и скрипят сваи
- того и гляди все рухнет! Кмно...
Я спрашивал у мамы перед ее кончиной (она долго болела, была
лежачей): " Как ты не боялась иногда заходить в лагерь по
поручению школьного начальства?" Она отвечала так: "А там нечено
было бояться, сынок... На "десятом" сидели почти сплошь
интеллигенты - врачи, учителя, историки, музейные работники... С
ними иногда так приятно было говорить, и обходились со мной,
девчонкой по сути, они очень вежливо..." Вот она так запомнила.
Хотя... Уже после расформирования отец послал меня набрать опилок в
простенке одного из бараков. Я засунул руки туда и тут выдернул их
от боли: руки были все к крови. Копнули лопатой и оказалось, что в
опилках спрятан десяток хорошо отточенных и промасленных сапожных
ножей. Не знаю: мжет к побегу кто таким образои готовился, может
все-таки были между З/к свои разборки с помошью этого холодного
орухия. Врать не буду...
А уезжали все впопыхах и все бросая. Можете представить: мы
открыли один склад (10 на 12), а он довержу набит новыми
валенками. ВСе бросили ( мы ими потом кидались, игрались! часть
растащили крестьяне из деревень Тимариха, Трушкино, Борислеба,
Любимовки и т.д) Папа говорил, валенки эти для з/к и
предназначались, но те ходили в обносках и
рваных галошах, никто им этой обувки не давал даже в лютый мороз- РАСЕЯ, однако!
Привет, Дмитрий!
Взаимно рад знакомству, пусть пока и заочному... Повторюсь, что когда
в очередной раз пришел на "малую родину" и увидел крест, да еще с
"эпитафией" почитаемого мною А. СОлженицына, дал себе
слово разыскать этих славных ребят- экстремалов и поблагодарить их за
благородный труд или пусть даже хобби...А добавить можно многое.
Детская память, сами знаете, самая цепкая. На "десятку" мы доезжали в
основном по железной дороге: от СУхобезводного шла ветка через станции
Кайск, Лапшангу (ныне пос. Северный), Поржню, Рассвет, 11 ОЛП, 12 ОЛП
и наконец ОЛП 10. Ни электричек, ни теплушек не было, а ездили на
дрезинах чаще всего или даже на мото-вагонетках: сидишь, а кусты хлещут
по лицу - та еще "вьетнамская" ( как по -вашему)была дорога! А по
бокам-то , понятно, всу косточки зэковские ( иногда с просек и впрямь
подносили умерших на лесоповале и клали на ту же дрезину, чтоб довезти
до лагеря). Конечнвя станция у нас именовалась просто и без затей -
"Перевалка", потому как именно тут сгружали различные грузы, а
лес-кругляк загружали на вагоны. "Перевалка" строгона север от
Поклонного креста? перейти через Ужгур и подняться метров 500 вверх (
тут раньше проходила т.н. лежневка - настил а по нему вдоль бревна , по
которым катились вагонетки с лесом кругляком, иъх катили сначал зеки,
а потом стали и лошадей использовать),там щас еще геологический столбик имеется. Чуть подальше перевалки было
солдатское стрельбище: вы наверняка, добираясь до 26-го слева видели
полянку - вот там и была насыпь из бревен, где конвоиры 2-3 раз в
неделю строчили из ППШ, мы выковыривали там свинец для рыболовных нужл
( Ужгур когда-то был рыбной рекой, это сейчас без слез не взглянешь). А
дальше по ветке, километрах в полутора, был жд-тупик- простая насыпь: вот за него, разобрав
бревна, зеки и скинули тогда паровоз - он угодил прямо в чавкающую
болотину возле Ужгура. Меня удивило, как вы проехали по этому усу
сейчас: там ведь наверно пришлось строить еще один мост: по пути,
недалеко от стрельбища есть один большой ручей ( та еще бобриных
запруд море)- и через него был шаткий мост, который рушится в половодье. Каким чудом вы через него
перебрались? - уму непостижимо.
А на том мосту через Ужгур, который вы строите на снимках, я наблюдал
такую картину. Перегруженный лесом состав шел из леса (со стороны
Зиновьи)и встал перед мостом. Комендант лагеря Мироевский испунгался,
что мост рухнет и приказал часть вагонов отцепить. Ну приказал и
ускакал восвояси... А зеки народ непослушный: отматерили
"перестраховщика" (они это умели вычурно делать) и с разгона проскочили этот шаткий мостик. Мы,
мальчишки, в это время купались в омутке слева ( тут была поселковая
"купалка" и восхищеными глазами смьтрели, как дрожат и скрипят сваи
- того и гляди все рухнет! Кмно...
Я спрашивал у мамы перед ее кончиной (она долго болела, была
лежачей): " Как ты не боялась иногда заходить в лагерь по
поручению школьного начальства?" Она отвечала так: "А там нечено
было бояться, сынок... На "десятом" сидели почти сплошь
интеллигенты - врачи, учителя, историки, музейные работники... С
ними иногда так приятно было говорить, и обходились со мной,
девчонкой по сути, они очень вежливо..." Вот она так запомнила.
Хотя... Уже после расформирования отец послал меня набрать опилок в
простенке одного из бараков. Я засунул руки туда и тут выдернул их
от боли: руки были все к крови. Копнули лопатой и оказалось, что в
опилках спрятан десяток хорошо отточенных и промасленных сапожных
ножей. Не знаю: мжет к побегу кто таким образои готовился, может
все-таки были между З/к свои разборки с помошью этого холодного
орухия. Врать не буду...
А уезжали все впопыхах и все бросая. Можете представить: мы
открыли один склад (10 на 12), а он довержу набит новыми
валенками. ВСе бросили ( мы ими потом кидались, игрались! часть
растащили крестьяне из деревень Тимариха, Трушкино, Борислеба,
Любимовки и т.д) Папа говорил, валенки эти для з/к и
предназначались, но те ходили в обносках и
рваных галошах, никто им этой обувки не давал даже в лютый мороз- РАСЕЯ, однако!