ЭКСТРИМ-НН

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
"ОЛЕННЫЕ ЛЮДИ" Отчёт экспедиции
 
Всем привет!

Завершилась авантюрно-приключенческая экспедиция клуба ЭКСТРИМ-НН по Приполярному Уралу

Авантюрная потому, что мы запланировали пройти порядка 800км в вдвоём и на одном снегоходе, побывав в красивейших местах Урала, которых там великое множество, а точнее будет сказать, что весь Урал своеобразен и красив во все времена года и добраться до оленных людей- стойбища оленеводов. Кто такие оленные люди? Это коренные народы севера, ведущие кочевой образ жизни, живущие в универсальных таёжных жилищах - чумах. Конструкция конической формы чума не только проста и удобна, она олицетворяет вертикальную и горизонтальную сущности строения мира. Олень для них это первоочередное звено существования - средство передвижения, питания, одежды, обустройства жилища и быта. Прожить в суровых условиях тайги без оленя было бы для них невозможно. Кочевые народы севера и восточных саян - ханты, манси, тофалары, эвенкийские орочены, сойоты и другие, живущие в труднодоступных местах вдали от цивилизации ещё сохранили традиционный уклад жизни, обряды и традиции. Что бы увидеть хотя бы малую часть этой удивительной культуры, сохраняющую тенденцию исчезновения с лица земли мы отправились на Приполярный Урал.
Участники экспедиции: Руководитель клуба Экстрим-НН Тютин Дмитрий и постоянный участник клубных проектов Ковригин Алексей.
Вся надежда была на накопленный опыт прошлых внедорожных путешествий, походов и надёжность техники, которая готовилась к этой экспедиции с особой тщательностью, но тем не менее вернулись мы с потерями из-за неверного выбора конструкции саней для тех условий.
Фото погрузки снегохода и саней в прицеп, накануне отправки.
Что бы сани не размолотили снегоход во время транспортировки до места старта, нашим старшим конструктором был создан высокотехнологичный каркас из бруса smile.gif На него водрузили сани и всю конструкцию стянули мощными грузовыми стропами предоставленными нам компанией РОМЕК. Сверху установили каркас для тента, а затем зачехлили.

В свободные места мы затолкали пустые канистры под топливо, некоторый шмурдяк и снаряжение и даже убралась спутниковая тарелка для наших знакомых в Приполярном smile.gif.
Таким образом всё доехало до Вуктыльской ЛПУ (1500км) без каких-либо смещений и проблем.

В ночь, пройдя все формальности на КС3 и пролетев более 100км по вдольтрассовому проезду до ДЛО Самоцветный, мы были тепло встречены обходчиком Евгением (слева на фото) и Владимиром ,интересным человеком, живущем в тайге в одиночку уже 42 года и пришедшим на ДЛО пополнить припасы и пообщаться с живыми людьми. Там мы были устроены на комфортный ночлег.

О нашем прибытии и наших целеях, казалось бы знали все газпромовцы biggrin.gif Некоторые ещё пытались нас отговорить идти в одиночку к чёрту на куличики, так как этой зимой никакая техника на другую сторону не ходила. Даже местный предприниматель из Приполярного "Чилентано" почему-то не ходил через перевал на спецтехнике. Но это только подливало масла в огонь...
В итоге встав рано утром и позавтракав, мы снарядили сани и подготовились к походу.

Но перед самым стартом, сбылась маленькая мечта Лёшки-моремана, моего напарника, покататься на большом тракторе К700 biggrin.gif
По словам Моремана, управление ненамного отличается от 150го прадика smile.gif но гораздо веселее...

Утром солнечная погода, сменилась пургой на самом перевале в горах, ознаменовав наш проезд снежными зарядами и сильным ветром. Иногда так мело, что да же небыло понятно где мы- всё вокруг было белого цвета и одной ослепительной яркости. Самое сложное было то, что сани были весом около 400кг, под небольшим слоем снега лёд и камни. Снегоход отказывался тянуть на середине вершине сани скользя гусеницей по льду. А если мы съезжали на снежник, то снегоход закапывался.

Через некоторое время погода несколько успокоилась. А мы делали попытку за попыткой спускаясь вниз и стартуя с разгона наверх. В один момент нам удалось вскарабкаться и дальше мы уже более менее нормально покатили по перевалу к восточному склону, попутно сфотографировавшись у разбившегося на перевали МИ-8

Ещё один поучительный момент был спуск с одной из горок вниз по ледяной припорошенной лёгким снежком корке.
Из-за того что сани цеплялись через крестовину, они начали идти под углом вперёд опережая снегоход и толкая его вперёд. Заторможенная гусеница ничего не меняла в положении, мы продолжали ускоряться вращаясь на 360градусов и в итоге решили катапультироваться.
Снегоход с санями ударился о каменную гряду и остановился. Внизу была осыпь высотой около 10 метров и если туда нырнуть, то снегоход пришлось бы собирать вместе со шмурдяком по кускам. Есть немного видео этого момента.
Это был последний крутой и затяжной спуск, дальше мы увидели два снегохода которые шли к нам на подмогу от Приполярного зная о нашем движении к ним и предполагая о возможных приключениях. Последний подъём брали тройной сцепкой.

Вечерело, мы встали на вершине, разлили из термоса горячий кофе, познакомившись с ребятами. Оказывается нас уже отрекомендовали наши друзья в Приполярном и попросили нам по возможности помочь. Полюбовались отрывающимися просторами восточного склона.

Затем мы вместе отправились на ночёвку к ДЛО275 , где весь вечер в тёплой и уютной обстановке листали карты и обсуждали наш маршрут...
Вечером, мы наблюдали как на запах готовившегося на плите ужина в кухне к окнам подбегали из леса соболя и заглядывали прямо в окна наблюдая за нами biggrin.gif Такого мы ещё никогда не видели. Оказывается хозяева ДЛО приручили зверьков и не причиняли им вреда, таким образом соболя стали почти ручными. А ещё полакомится на халявку приходил песец. Есть удивительное видео этих моментов, когда соболь подходит прямо к ногам и берёт угощение. Если на кухне на ночь не закрыть окно, то эти засранцы вытащат за ночь и попрячут в тайге всё чем можно поживиться biggrin.gif Этих позёров можно было фотографировать бесконечно...

На утро мы отправились на снегоходе в горы пофотографировать и провели там весь день. Удивительно было наблюдать изменение погоды в горах. Буквально в течении нескольких часов солнечная погода сменялась облачностью и снегопадом. Но стоило нам проехать с десяток километров по хребту, как мы снова оказывались среди разорванных лучами солнца облаков, среди контрастных хмурых лиловых туч и каменистых окрашенных оранжевым светом сопок. Оранжевыми были не только сопки, но и наше настроение от созерцания открывающихся взору картин и свежего ветра. Прочуствовать всё это было действительно очень здорово.

Так же был проведён очередной сеанс связи с большой землёй.

Задачей следующего дня было пробиться по р.Щугор и далее по р.Торговая и её притокам в сторону Саранпауля.
Ночью температура опускалась до -27С. С утреца, заправив снегоход под завязку топливом и взяв необходимое в рюкзак, отправились пробивать дорогу. Погода с утра была морозная, небо ясным, а восток был раскрашен нежными тонами восходящего солнца.

В этот день мы прошли на 65км вниз по Щугору от ДЛО275 и вернулись обратно уже вечером для дозаправки топливом. На обратном пути разок вылетели с путика и угодили в небольшую полынью. Вытащили снегоход назад при помощи лебёдки зацепленной за тальник. Самое сложное в такой ситуации это долезть по глубокому снегу с удлинителем до кустов за которые можно завинчеваться. В двоём проще. Один цепляет и остаётся у якоря, другой лебедиться помогая двигателем. После того как снегоход вызволен, напарник отцепляет крюк лебёдки и вылезает из пампасов к снегоходу. Разок приходилось лебедить самого штурмана застрявшего в снегу biggrin.gif


Снова переночевав с комфортом на ДЛО и рассуждая вечером с нашими знакомыми на самые разнообразные темы от политики, бизнеса и как изменить Россию к лучшему до рыбалки и выживании в экстремальных условиях, подкармливая между делом наших маленьких диких питомцев колбасой и салом за окном, следующим утром отправились снова торить дорогу. В этот раз уже на двух снегоходах и с санями гружёными снаряжением, продуктами и топливом. Но погода изменилась и не в лучшую сторону. Началась оттепель. Мы пробились ещё на полтора десятка километров ниже к Торговой и решили переждать "непогоду". Дело в том, что начинали образовываться наледи и полыньи, снегоход валился в сыром снегу. Полыньи преодолевались с хорошего разгона. Снегоход как бы глиссировал по поверхности воды, а вот наледи задерживали практически сразу. Тут приём прохождения таких участков один - газ до отказа.
Расставили на берегу нашу маленькую палатку первоначально освободив место от снега, разложили костёр. Тлефон GlobalTel в этом месте не работал angry.gif Связи с большой землёй небыло. И на форуме я так понял в этот момент начался кипишь...

Ночью в палатке нас встревожил шум крапающего дождя. Дождь лил всю ночь.
Утром мы обнаружили, что в палатке дно промокло вместе с нашими спальниками и частью одежды. Дождь не переставал моросить. Днём мы выбрались из палатки к крошечному зимовью обнаруженному в лесу, в котором натопили печурку и пока сохла одежда и спальники переключились на рыбалку, отложив поедание консерв. Хариус, обитающий практически в каждой мало-мальской речке ловился вяло, но этого нам было вполне достаточно что бы обеспечить вкуснейший обед и ужин. Тем более задачи ловли рыбы впрок небыло, а хариус попадался до килограмма весом. Трёх рыбин было достаточно на шикарную жарёху и небольшую кружечку свежеподсолёной икры.


Через два дня ночью наст прихватило лёгким морозцем и мы решив не рисковать двигаясь по порожистым рекам на одном снегоходе, отправились обратно через Приполярный к зимнику на Саранпауль. Как оказалось это было начало следующей стадии приключений, особенно для техники.
До отворотки на зимник от КС Приполярная по вдольтрассовому проезду нужно проехать 30км. Но каких. По свободному от льда и снега в несколько километров мелкому гравию и отсыпке, скрежеча по камням кантами саней и направляющими лыж снегохода, словно серпом, да правильно... по сердцу, мы скрипели к повороту на зимник с указателем Саранпауль. Встречные УРАЛы притормаживали глядя на эту картину и водители пялились на нас расплываясь с недоумённой улыбке в окне машины. Как оголтелые олени мы пёрлы уставившись вперёд, а линкс рыча мотором тянул наши сани стирая лыжи к оленным людям.
Наконец-то зимник. Свернули. Сначала он был покрыт укатанным снегом, весь в буграх и ямах, но главное в снегу. Мы с облегчением вздохнули, а зря. Самое интересное только начиналось.
Температура была плюсовая, всё менялось просто на глазах. Зимник набухал от сочившихся ручьёв и отходивших болот.
На встречу попадаются пара трёхмостовых КАМАЗов. - Ребята вы куда? -В Саранпауль. А обратно как? Зимник вскрывается, мы уже ноги уносим отсюда. Как выбираться-то будете, на вертолёте?!?
Мы переглянулись, но цель надо было взять, тем более оставалось менее 200км, не поворачивать же назад.
Едем дальше. Раскисшие колеи, каша из грязи и снежного месива.
Переезжая ветки поваленной ёлки останавливаемся через 50м передохнуть. Поворачиваемся назад... позади лежит средняя лыжа от наших саней!
Решили что это просто отваливаются лишние детали мешающие езде. Привязываем её сверху

и продолжаем двигаться, стараясь аккуратнее проходить самые жёсткие неровности и зажимы.
Через десять километров видим как сани с левой стороны усиленно рыхлят снег. Встаём, смотрим. Лопнул носок лыжи в месте сварочного шва и крепления. Почти пополам. Смеркалось...
Оперативно разгружаем сани, переворачиваем и решаем отвернуть лыжу, перевернуть задом на перёд и снова закрепить.

Готово. Грузим, раскрепляем, тентуем и снова вперёд. А нет, перекусываем ржаным хлебом с салом. Теперь едем. Местами проваливаемся в колеи наполненные водой. В одном месте лыжу снегохода закусывает и мы переворачиваясь прыгаем задницами по снежной каше.

Иногда кажется что мы едем на гидроцикле, а местами на квадрике. Бессонные ночи в палатке и в пути дают о себе знать, тело ноет от усталости, хочется выпрямиться и принять горизонтальное положение.
Медленно ложилась ночь. На фоне оранжевого закатного неба, вверх словно копья упираются остроконечные ели. Красиво.
По дороге бежит заяц. В темноте он не убегает дальше светового пятна выхваченного фарами и нашими фонарями. Снимаю зайца на видео, притормаживаем и светим в обочину, заяц выскакивает с зимника в освещённые деревья и был таков. Снежное месиво сменяется чистым, свободным от снегом болотом, гусеница вращается погруженная в грязь. Сердце обливается кровью глядя в каких условиях работает снегоход. Но делать нечего, "назад 500, вперёд 500 и к ночи точно занесёт, так заравняет, что ненужно хоронить..." крутились в голове слова из песни Владимира Высоцкого.
Едем, ползём, каждый из нас думает что там ждёт за следующим поворотом, вглядываемся в тёмную ночь.
Вдруг, резкий рывок саней в сторону останавливает снегоход. Сани завалились одним боком и лежат на грунте. Включаем фонарики, осматриваем. Лопнули опоры крепления левой лыжи и её полностью отрвало. Она лежит в десяти метрах позади.

Вариантов решения проблемы в ночи у нас было несколько. 1-утро вечера мудренее, ставим палатку. 2-выпиливаем лыжу из ёлки и стропами крепим к каркасу. 3-разрабатываем план Барбаросса. И делаем из... правильно, из остатков лыж- конфеты. Приподняв сани, подсовываем под них лыжу сломанную в первый раз, ту, которая ехала впоследствии на санях. Применяя морские узла типа "бантик", крепим обломанные кронштейны между собой верёвками. Лыжа теперь имеет независимую подвеску, отыгрывая все неровности, но оставаясь на месте. Прыгаем на белого коня и "несёмса" дальше.
В Саранпауль приезжаем глубокой ночью. Включаем спутниковый телефон, он что-то поймал. Скорее звоним нашему проводнику- Петру, извиняемся при этом что припозднились, наш проводник собрался по солдатски. Снега в посёлке небыло, поэтому когда мы увидели быстроприближающийся свет фар, то сначала подумали что Петя на мотоцикле. Но ездить на снегоходах по бетонке нам то же не впервой. Мне вообще даже подумалось что на буранах вообще можно ездить круглый год. Но в первую очередь нам очень хотелось поспать. Приехав к Петру домой, мы попили чайку и познакомились, расспросив что да как. Его хозяйка в это время быстро приготовила нам кровать. Спать оставалось всего три часа, утром нужно было догонять снявшихся со стойбища в тридцати километрах от посёлка оленеводов, идущих со стадом оленей в тундру, отснять репортаж и как можно скорее возвращаться назад. Весна наступала на пятки.
Утром мы силой заставили себя встать, умыться, одеться и позавтракать. Всё тело ныло и болело от постоянного движения в режиме нон-стоп. Напившись крепкого чая, заправили под завязку снегоход, прицепили выделенные нам Петром сани-волокуши, в которых был запас топлива и отправились на поиски оленеводов. Пётр сопровождал нас на Буране. Переехав через реку Ляпин, прошли более тридцати километров по болотам и озёрам вычисляя следы перемещения стада оленей и перемещения оленьих упряжек. Оленеводы шли на север. Через тридцать пять километров мы их догнали. Ещё из далека, выскакивая на чистину небольшого изогнутого береговой линией озера, увидели стойбище расположенное в небольшом распадке вдающимся в берег и укрытом от ветра - чум окружённый санями крытыми шкурами, брезентом и тентами из ПВХ. Зрелище впечатляющее и необычное для нас.
Небольшое стадо, около 200голов, ведущих оленей-быков паслись неподалёку.

Остновное стадо было на подходе, а это уже более тысячи голов. Вокруг чума лёжа на санях и под санями отдыхали собаки, подняв на нас сначала звонкий лай оповещая хозяев о гостях и быстро угомонившись. Сами сани были ровно выстроены в направлянии продолжения движения.




Из чума откинув полог вышли хозяева и поздоровавшись добродушно пригласили нас внутрь на чай.
В чуме жарко. В центре стоит печь и несколько столов вокрук неё. Готовят на печи. Пол-дощатый, крашеный и чисто прибраный. В радиусе по краям полога, лежат шкуры, на которых расположены спальные места. В отверстие вверху проникает много света, поэтому никакого дополнительного освещения не требуется. На шесте у печи висит умывальничек. Рядом керосиновая лампа.

Быстро закипел чайник, сели пить чай. А мы стали расспрашивать про жизнь оленевода, быт и просто на разные темы.

 
Дим, вот что прислал мне по электронке представитель MW-Expedition:

Цитата
Рад, что все благополучно завершается.
Я понимаю, что нужно будет время на адаптацию после возвращения, но очень большая просьба будет не затягивать с материалами. Вас с нетерпением ждет Red Sleds, Уральский следопыт и Полный Привод 4х4, ну и интернет партнеры smile.gif
С уважением Алексей


Так что вперед, зарабатывайте первый приз!
 
мои поздравы с очередным удачным выходом smile.gif
 
Сегодня утром 11.04 звонил на ДЛО275км, мне сообщили такую инфу, что ребята которые частично шли с нами по Щугору и с которыми мы пережидали оттепель, остались там на день и в итоге на следующее утро утопили снегоход. Хорошо, что они успели позвонить перед тем как у спутникового телефона села батарея. В итоге они до сих пор веснуют в тайге, почти неделю. Гусеничный вездеход пройти за ними не смог, реки вскрываются, лёд проваливается. Сегодня-завтра им высылают вертолётный борт. Если бы мы задержались с ними на ночь и не решились повернуть назад и идти другим маршрутом, то возможно бы сейчас весновали бы вместе. Так что мы выскочили буквально только-только.
 
Все говорят, что ты, Дима, фартовый парень ! Везет тебе очень!
 
Цитата
class="blog-p-user-name" href="">Владислав_из_Нижнего написал: Все говорят, что ты, Дима, фартовый парень ! Везет тебе очень!

Это говорят те, кто волков боиться и в лес не ходит! Страшно? Сиди бл-ть дома и дрожи!
Накопленный опыт, голова, руки, ослиное упрямство - отсюда берутся все фарты, а не с неба падают!
Бог смеётся над тобой? Смейся вместе сним!
Вы думаете я не ошибаюсь? Не делаю неправильных вещей? Хрен там! Я просто не боюсь ошибаться и верю в свои силы. Чем сложнее, тем это меня сильнее злит и задорит. Это касается всех моих жизненных аспектов.
А опустить руки, понурить голову, и гнусавить о том какой я бедный и несчастный - это проще простого.
Я на многие вещи, смотрю с обратной стороны и под другим углом.
Любой будет фартовым, если будет твёрдо стоять на своём! smile.gif
 
Дмитрий молодец.Такие переходы запоминаются на всю жизнь.
 
А и ешшо понаписал... Сматрите ввирху однака.
По телеку: ТК ННТВ 14го апреля прямой эфир 13:00 программа "На прямую" и в понедельник 18-го так же ННТВ 20:30 программа "Спортивное обозрение" . В сюжеты будут включены фото и видеоматериалы экспедиции.
Влад-НН с тебя запись и в ю-туб её!
 
Цитата
class="blog-p-user-name" href="">Хантер написал: Влад-НН с тебя запись и в ю-туб её!

Будет. Если не забуду smile.gif
 
Продолжаем...
_______________

Послушав рассказы о житье бытье оленеводов, мы спросили: -А где женщины?
-Ааа, бабы, бабы за продуктами уехали, завтра должны вернуться. Как вернуться, снимаемся и дальше уходим, в тундру уходим, весна однако.

Живут в чуме несколько семей, всё происходит как диктует и говорит природа. Основной бичь оленных людей - тяга к спиртному. Пьют наверное да же не для удовольствия, а от безысходности, ненужности, своей ниприменимости и непримиримости в современном обществе. Молодёж лишь изредка приезжает к родителям, в основном все живут в посёлках, как например Саранпауль, а у кого есть возможность, перебираются поближе к крупным городам и райцентрам. Оленеводство им ненужно. Ведь это бремя, труд, отсутствие комфорта. А в посёлках есть сверстники, дискотеки и телевизор. Есть пособия по безработице 6000р. Проще не работать, чем работать, что собственно и делает 90% трудоспособного населения.
К окружающей природе и живности отношение у мансов и хантов своё, как практически и по всей сибири - потребительское. Жизнь там - выживание. Увидел дичь или зверя - бери. Ведь неизвестно, что будешь кушать и чем кормить семью завтра. Один из охотников рассказал нам, что стреляют и жеребых лосих в азарте, а диких оленей добывают... нет, валят по два десятка.
Живёт и чёрная золотодобыча. Уральские горы - богатые горы. Во многих ручьях бегущих сквозь каменные россыпи есть золотые жилки. Вот и уходят местные бичи на промысел жёлтого металла в тайгу, моют золотишко, постреливают конкурентов. Тайга закон, выживает сильнейший.
Лов рыбы сетями то же обыденное дело. Сети выставляют недалеко от посёлка и прямо под ним на Ляпине, Хулге, впадающим многочисленным рекам. Никакого рыбнадзора и охотинспекторов. Проконтролировать такие площади сложно, финансирование скудное, да и чего таить, сами инспектора не брезгуют при удобном случае запастись таймешком, нельмой, муксуном, хариусом или сёмгой. Щуку и окуня ловят только в охотку от нечего делать, на безрыбье или собакам.
Ну а нам, надо было возвращаться назад. Распрощавшись с оленеводами Игорем-Коброй, Сергеем и Николаем, а так же мальчишкой Димкой, который перенимал опыт старших оленеводов, и жил с ними уже месяц, мы отправились назад в Саранпауль. Около 70км по уже проторенной нами буранке, переёхав через реки Хулгу и Ляпин, довольно быстро мы добрались до посёлка. Так как зимник был уже в плохом состоянии, а наши сани в ещё более худшем, было решено договориться о эвакуации до Приполярного на вездеходе, УРАЛЕ или КАМАЗЕ. Выяснилось, что последний КАМАЗ ушёл на "большую землю" буквально пару часов назад и у нас вырисовывается перспектива оставить снегоход до зимы 2012года, а самим дождаться вертолёт который доставит нас до Самоцветного под Вуктылом где осталась машина. Ну так скажем не очень нас это устраивало и тут боги смилостивились над нами, прислав нам человека, который организовывает туристические походы по Приполярному Уралу, прислали Усика Маркосяна. С Усиком до этого мне доводилось разговаривать только по телефону, выясняя некоторые вопросы касающиеся экспедиций летом и зимой. Человек он интересный, общительный, опытный и безотказный. При его помощи удалось связаться с тем самым КАМАЗом ушедшим только-только по зимнику в сторону Хулимсунта на Югорск и уговорить его экипаж вернуться что бы забрать двух экстремалов и снегоход.

В планы Вадима, водителя полноприводного грузовика и его напарника Ивана, явно не входило возвращаться по бездорожью обратно в Саранпауль. Это мы с Алексеем поняли сразу, когда на высокой скорости КАМАЗ вылетевший из тайги быстро приблизился к нам оттормозившись юзом, резко развернулся, и, из кабины выпрыгнувшие на раскисшую дорогу мужики, на чисто русском языке, не без эпитетов, пояснили о том, что бы мы крайне быстро закинули свой снегоход со шмурдяком в кузов, а себя в кабину smile.gif

Тепло попрощавшись с нашим новым другом Усиком Маркосяном, который передал мне календари и журналы о туризме на Урале, пообещав друг-другу что обязательно увидимся, мы с Алексеем запрыгнули в КАМАЗ.
Дизель рыкнул и помчал нас по ухабистому раскисшему зимнику в Приполярный. 170км мы преодолевали всю ночь и часть следующего дня. Некоторые спецучастки давались не с первого раза несмотря на заблокированные мосты КАМАЗА. Приходилось сдавать назад, брать разгон, менять траекторию и вновь бороться с бездорожьем.
Вадим и Иван водители опытные, не раз попадавшие в суровые внедорожные передряги. В итоге мы даже ни разу не размотали лебёдку, потому что во первых её небыло, во вторых военную технику у нас делать умеют и грузовик в опытных руках прошёл все огонь, воду и медные трубы. В общем мы ехали как хомячки в стиральной машине, а ребята непринуждённо вели машину вперёд. Добравшись до газпромовского посёлка Приполярный мы выгрузились

и пожелав Вадиму и Ивану доброй дороги, сложив вещи прямо на обочине, отправились на снегоходе в посёлок. Там, наш знакомый ещё по летней экспедиции на внедорожнике, Андрей Шатунов, выделил сани для последнего уже короткого перехода через перевал с восточного на западный склон. Быстро загрузив в сани оставшееся топливо и снаряжение мы усталые, но невероятно довольные попылили на Пеленёр, непреминув заскочить на ДЛО275км и попрощаться с гостеприимнми хозяевами.
На фото слева Хантер, а справа Хоменко Валерий Николаевич. Именно ему и его супруге Любови Корнеевне, все мелкие лесные хищники вокруг ДЛО, обязаны сказать огромное спасибо за то, что всегда накормлены biggrin.gif

Погода была прекрасной, солнечной, практически безветренной и довольно тёплой. На перевал мы поднялись буквально за полтора часа, так как груза у нас уже было мало. Только гермомешки с одеждой, канистра с бензином, да кое-что из продуктов. Забравшись на одну из сопок, поснимали открывшиеся панорамы уральских гор, полюбовались видами бескрайних просторов, увидели поднимающееся в горы стадо диких оленей, посмотрели им в след и



с радостным чувством выполненного и достигнутого быстро долетели до ДЛО где оставили машину. Там, несмотря на усталость валившую с ног, загрузили снегоход и вещи в прицеп, попрощавшись с обходчиком и его псом по имени Серый, пришедшим прямо из тайги ещё щенком, двинули на Ухту. Глаза смыкались и организм требовал отдыха. Преодолев 280км до Ухты, сняли номер в гостинице, перекусив и немного отметив завершение экспедиции, постояв наконец-то под горячим душем, уснули богатырским непробудным сном. Проснулись утром только в девять. Никаких будильников даже не слышали. Собрались и как говориться на рысях помчались домой, где нас ждали родные и друзья.
Так завершилась очередная экспедиция клуба ЭКСТРИМ-НН, имеющая цель добраться до поселения оленеводов, открытия нового не только в окружающем, в маршрутах и возможностях техники, но и в самих участниках.
Хочется сказать слова благодарности всем, кто помогал нам в пути, кто ждал и переживал, кто надеялся что нам повезёт, вашими молитвами мы остались невредимы и привезли отличный репортаж с другого края земли. Спасибо всем вам!

С уважением,

Ковригин Алексей , Тютин Дмитрий.
 
Даа, здорово! =)
После 19.00 в пятницу приеду, рассказы, думаю, будут оч интересными. smile.gif
 
Как себя зарекомендовали танковые шлемы?
 
Цитата
class="blog-p-user-name" href="">вован-33 написал: Как себя зарекомендовали танковые шлемы?

Как в танке! Отлично зарекомендовали, особенно вот в таком комбинированном виде как на фото. Маска, шлем, очки и пофигу мороз. На фото температура -27С. Для снегохода небуду никакие шлема фирменные брать.
post-4-1302805320.jpg(61565)
 
Про собак оленеводов.
Страшные снаружи, скажете вы

Добрые внутри


На самом деле неказистого вида собаки, не имеющие родословной сибирские лайки, неизвестно какого помеса, дадут фору холёным охотничим собакам выращенным городскими охотниками. Да, у них нет породистых документов, их не притравливали специально и не натаскивали долго по зверю...
У них уже в крови, впитанные с молоком матери, самые лучшие охотничьи способности. Эти небольшого размера лайки, способны остановить, закружить и вымотать огромного медведя, выгнав его из берлоги, обойти, остановить и держать лося, пока не подойдёт охотник.
Эти труженики знают сколько стоит кусок хлеба, они буквально по взгляду понимают своего хозяина, когда необходимо завернуть стадо, одерживать его или гнать. Они учуют волка, сохатого или хозяина тайги за версту, дав знать об этом тревожным жестом и стойкой. Грозно встретят нежданных гостей или будут весело играть с детьми. Лайка для оленевода это надёжный друг и помошник. Такая же неотъемлимая частица повседневной таёжной жизни как ружьё, костёр, оленья упряжка и сани... Без собаки оленеводу в тайге нельзя.
 
Цитата
Такая же неотъемлимая частица повседневной таёжной жизни как ружьё, костёр, оленья упряжка и сани...

Интересно - какие ружья они используют. как с патронами- в городе покупают? если есть ружье. значит периодически кто-то выбирается в город... и чтоже- и документы есть?
 
Цитата
class="blog-p-user-name" href="">Хантер написал: По телеку: ТК ННТВ 14го апреля прямой эфир 13:00 программа "На прямую" и в понедельник 18-го так же ННТВ 20:30 программа "Спортивное обозрение" . В сюжеты будут включены фото и видеоматериалы экспедиции.
Влад-НН с тебя запись и в ю-туб её!

Передача "Напрямую" записана, привезу на встречу.
 
Патроны завозят с большой земли когда есть зимник. Это не дефицит. Ружья самые разные, от древних расшатанных курковок, до карабинов и автоматов Калашникова. Не секрет так же , что большой процент стволов не имеет документов и регистрации.
 
Хочется поблагодарить Усика Маркосяна за подаренные мне в Саранпауле журналы "Сибирский драйв" и "Уральский следопыт"
Крайне интересные, позитивные, яркие и главное очень познавательные, особенно для любителей путешествий по Уралу и сибири на всех видах техники и пешком. Читаем всей семьёй, даже ребёнок читает smile.gif Поставлю их на полку в клубе вместе с остальными находками и трофеями экспедиций.
 
Вот для сравнения две фотографии разбившегося на перевале вертолёта. Фото летом и зимой.

 
Интервью весной, после возвращения с экспедиции, газете "Биржа+"
Автор: Людмила ЗУЕВА


**************
"
Дмитрий Тютин: Хотели увидеть оленных людей – пока они не вымерли

Они гнали от Нижнего к перевалу Пеленёр на джипе с прицепом – через Яранск, Киров, Сыктывкар, Ухту, через Печору – и еще 100 км вдоль газопровода до домика линейного обходчика. У Пеленёра пересели на снегоход, к которому прикрепили сани на трех лыжах с топливом и продуктами – и рванули в Приполярный и Полярный Урал. По следам Оленных людей. И мало кто верил в успех их предприятия, и вслед им неслось – «Вы не дойдете, вы пропадете!», и оттепель их чуть не «замочила». Но они достигли цели – догнали оленеводов-кочевников, и вернулись в назначенный срок – команда клуба экстремального отдыха «Экстрим НН» - Дмитрий Тютин и Алексей Ковригин.

Справка.
Дмитрий Тютин. Вдохновитель экпедиции «Оленные люди». Родился в Горьком, в 1979 году. Окончил Нижегородское речное училище, продолжил образование в Водной академии, но диплома не дождался – отправившись в плавание. Шесть лет работал в загранфлоте на кораблях дальнего следования – начальником радиостанции: было интересно и романтично, однако скоро понял, что дальше палубы не прыгнешь, и уволился на большую землю. Хотел открывать в себе и мире что-то новое – и пустился в свободное плавание уже на суше. В итоге его увлечение опасными путешествиями, охотой, рыбалкой, фотографией и другими интересными вещами – переросло в основной бизнес. Дмитрий создал и возглавляет нижегородский клуб экстремального отдыха – «Экстрим НН», при котором есть еще и небольшая автомастерская по сервису, подготовке и тюнингу всего, на чем можно путешествовать и преодолевать препятствия – от снегоходов и джипов до воздушных шаров. Женат, дочке 8 лет.
Алексей Ковригин. Партнер Дмитрия Тютина по экспедиции. 35 лет. Человек увлеченный, но чрезвычайно занятый и связанный своей работой.

Снегоход BRP Lynx V-800 Army.

Намеченный маршрут: Вуктыл – перевал Пеленёр – п. Приполярный – п. Саранпауль – и далее к Оленным Людям на север…

- Дмитрий, что сподвигло вас рвануть в Приполярный Урал?
- Этот маршрут мы уже частично проходили на внедорожнике летом 2010 года. Тоже через перевал Пеленёр – на внедорожнике. И нам тогда очень понравились эти места, хотелось увидеть их еще и зимой. Да и люди там другие! Вообще, чем дальше от центра, от цивилизации – а мы бывали уже и на Дальнем Востоке, и на севере – тем люди живее, интереснее, прямее, и словно души у них больше…
Спросите, что вообще меня двигает в подобные путешествия?
- Какой вы самостоятельный – сами вопросы задаете, сами отвечаете…
- Так вот раньше я увлекался внедорожным спортом, да и сейчас мы готовим автомобили для различных гонок и трофи. Но участвуя в начале 2000-х в чемпионатах, кубках России, я все больше убеждался – что мне это ничего не дает, кроме поломанной техники, азарта все глубже залезть в болота и желания всех «сделать». Мне стало скучно копаться в песочнице, я рванул на джипе за пределы Нижегородской области – и убедился, что такие путешествия гораздо интереснее гонок по грязи, замешанных только на тщеславии и амбициях.
Когда ты находишься в тайге – за 200 – 300 км до ближайшего населенного пункта – и у тебя ломается техника – это совсем другие впечатления. Или когда ты, преодолевая все препятствия, доходишь все-таки до намеченной точки и возвращаешься – вот это настоящая победа! И не над природой, а над собой, собственными страхами и слабостями.
Говорят, я фартовый. Но удача редко вспархивает на плечо тем, кто сидит на диване и боится сделать лишнее движение…
- Кстати, про лишнее движение – вы ведь углубили свой «уральский» маршрут? К какой точке стремились?
- К точке невозврата! И в этой шутке немало правды – столько раз переворачивались, ломались, не выходили долго на связь – даже спутниковый телефон оказался бессилен. А на обратном пути вообще встал вопрос о том, чтобы оставить снегоход в поселке до следующей зимы: проехать самим уже было невозможно, а КАМАЗ, который мог бы нас вывезти вместе с техникой, не хотел делать еще один рейд – боялся застрять в превращающихся в болота зимниках.
И да, конечно, мы углубили – не то слово! – свой летний уральский маршрут. Ведь летом там дорог, как таковых, нет – только ленты рек, по которым надо сплавляться на плотах или лодках. И лес не разделен на квадраты, нет никаких просек. Ты можешь ехать на машине 500 метров между деревьев, а потом бах! – и наткнуться на огромный овраг с камнями, на речку глубокую и быструю, или подъем такой, что просто невозможно туда вскарабкаться.
Когда же наступают холода, тракторы в тайге прокладывают зимники. Это дороги, по которым можно добраться куда угодно, даже в «жопу мира». Правда, не сворачивая – только вперед, или только назад.
А цель этого путешествия мы определили не конкретной точкой на географической карте – нет! Мы хотели, во что бы то ни стало, догнать кочующих оленеводов – Оленных людей. С их именем, можно сказать, засыпали, с мыслью о них вставали. Но когда мы добрались до поселка Саранпауль, то узнали, что совсем недавно в 15 км от него стояли оленеводы, но три дня назад поднялись и ушли. И тут мы поняли, что дальше наше путешествие будет непредсказуемым – погоней по следам.
Причем в какой-то момент, когда двигаться на снегоходе из-за активного солнца стало все труднее, я для себя твердо решил – если что, пойду дальше на лыжах.
- Чем же именно Оленные люди – кочующие оленеводы – вас так манили?
- Да потому что не нужны они никому – и скоро неизбежно погибнут. Перепись 2008 года показала, что людей в том районе осталось всего две тысячи, а коренных среди них вообще восемьсот. Низкое пособие, поголовное пьянство – 2-3 рюмок хватает для драк и поножовщины, неспособность ничего производить, стремление молодежи в большие города. Сплошная безнадега. Однако они все еще чтут традиции, они прекрасные рыбаки и охотники, у них много оленей – поголовье от 500 до 2500 тысяч, причем каждого знают, как говорится, в лицо. И чум каждый из них может поставить – за 20-30 минут.
Пацан, кстати, с теми оленными людьми, которых мы догнали, был смышленый, обученный уже многому – и лассо бросать, и оленей запрягать, и рыбу ловить. Мне, говорит, интересно. Но этот мальчик – редкое исключение…
- С выбором транспортного средства не ошиблись?
- Вообще, зимой в отдаленные районы России можно пробраться на нескольких видах наземной техники. Это снегоход, внедорожник на шинах низкого давления и аэроход, то есть судно на воздушной подушке. Мы выбрали снегоход, потому что на нем по тому же льду рек можно забраться куда угодно. Единственное, что мы не рассчитали в этом путешествии, это быстрое наступление весны, таяние снега, полыньи, открывающиеся реки, слуд.
- Почему же вы раньше в поход не выступили?
- У Алексея отпуск выпадал именно на это время. Но, я вот сейчас думаю, поехали бы по холодам – легко бы весь путь проскочили, влет – и не было бы такого экстрима.
- Но все-таки вы сохранили снегоход – а вот рыбаки, которых вы там встретили, свой потопили…
- Местные ребята решили поехать с нами от домика линейного обходчика до зимовья – порыбачить. Там они и остались, а мы пробивались все выше и выше, но потом началось обильное таяние снега и мы вернулись обратно – двигаться дальше было опасно и просто невозможно. Мы уже и так преодолевали постоянно полыньи, а тут вообще стало все открываться, снегоход заваливался, наст его не держал. Решили переждать пару дней. Кстати, именно в том зимовье мы и не могли выйти на связь – каскад гор, тайга – спутниковый телефон не ловил. И в Нижнем поднялся такой кипеж!
Наконец ночью подморозило до минус 10 градусов – достаточно, чтобы мы смогли вырваться, и пойти уже другим путем. Предложили рыбакам двинуться с нами, но они решили еще денек половить хариуса. Ну и, в результате, мы уже потом, вернувшись от оленеводов, узнали, что рыбаки «утопили» снегоход и ждут гусеничную технику, чтобы выбраться.
- А что у вас случилось с санями?
- Мы рассчитывали, что они выдержат все испытания. Но нам пришлось двигаться и по камням, и по зимникам – зачастую, раскисшим, по торосам. И наши сани сказали – хватит!
- Они ведь на трех «ногах» были?
- Да, это наш специальный тюнинг – для увеличения площади опоры. Так вот сначала, но уже на финишной прямой, отвалилась средняя лыжина – и мы решили, что, значит, это ненужная деталь, лишнее сопротивление. Привязали ее сверху и поехали дальше. Но еще через 15 км лопнула левая лыжина по сварочному шву. Перевернули ее задом наперед – и вскоре она оторвалась совсем. В итоге, ночью мы привязали веревками к саням первую оторвавшуюся «ногу» - и в таком виде сани доехали с нами до Саранпауля.
- Оргвыводы сделали по возвращении?
- Неправильно выбрали конструкцию саней. А вот со снегоходом угадали: четырехтактный, низкое потребление топлива, мощный – позволил тянуть тяжелые сани (400 кг) на пределе. Более того, ему хватало мощности преодолевать с разгона открытые полыньи – до 10 метров. Широкая гусеница позволяла меньше проваливаться в снегу. Нехилая конструкция выдерживала переход и по камням, и по бревнам. Зачем, спрашивается, покупать квадроцикл?
- А спали вы где, пока до чума оленеводов не добрались?
- В обыкновенной палатке, запаковывая друг друга в спальники. И один раз в оттепель промокли все насквозь – пока спали. Хорошо еще, что добрались в тот же день до зимовья и посушились у печки.
- Не голодали в пути?
- Что вы! Я обожаю готовить в походных условиях – моих рецептов «экстремальной» кухни на целую книгу уже хватит. Ловили рыбу – а она там экологически чистая, вкуснейшая. Мы ее и жарили, и варили, и строганину делали, и икру солили. Была у нас и тушенка, да пару раз куропаток таежных подстрелили – но только потому, что очень кушать хотелось.
Кстати, пользовались для готовки мы и «свечой». Берется смоляной сухой пень (еловый или сосновый) метровой высоты. И бензопилой в нем делаются два вертикальных перпендикулярных распила. В центр наливаем масло, разжигаем-бросаем лучинки, а боковые пропилы обеспечивают тягу: теплый воздух поднимается вверх – «комфорка» работает – еда готовится. Одного пенька хватает, например, чтобы пожарить две сковороды рыбы. Такими же свечками можно обогреть и место, где стоит палатка, - окружив его горящими свечами на расстоянии 1,5-2 метров. Говорят, этот способ пришел из Финляндии, но его знают во всей Сибири – так что это еще большой вопрос, кто кого научил…
- Удовлетворение-то получили от поездки?
- Спрашиваете! Уже хочу снова куда-нибудь рвануть! И в самых ближайших планах у нас «Весенняя прогулка» на лесные озера или на Керженец. Это традиционный клубный рейд в честь начала весны, открытия сезона. Обычно все случалось на первое апреля – но в этом году слишком много снега, да и мы только вернулись.

Очередным социально значимым проектом клуба Экстрим-НН, будет рейд-экспедиция «В КРУГЕ ПЕРВОМ IV». Она состоиться с 19го по 22 мая 2010г. Цель- установка памятного креста в память политзаключённых на месте расположения одного из бывших лагерей системы ГУЛАГ.
Ну а летом… столько проектов, что описать наверное и целой газеты не хватит! Следите за новостями, читайте Биржу!"



Страницы: 1 2 3 След.