Приветствую всех. Вернулся вчера из рейда с Экстрим-НН (Шереметьевский замок) и вынес кое-какие соображения (и наблюдений !!!) по поводу оснащение и состояния багажника внедорожника.
Во первых: Если Вы планируете поезду куда-либо дальше тех мест, где вы уже без проблем бывали и нет бездорожья (даже в принципе) очень желательно установить штатно лебедку. Причем мощность - сильного значения не имеет (если нет желания преодолевать реки с вертикальными стенами). Переносная, ручная, подключаемая - это все хорошо, но не удобно. Замучаетесь и замучаете машину.
Во вторых: Трос!!!! (оно же - стропа) Все то, что продается с маркой "Сделанно в Китае" и т.д. - фигня, рвется на раз.Без хорошей, с усилием ра разрыв 12 тонн нечего и соваться. Все те троса, легкие и тонуие - хорошо идин раз дернуть машину в городе. В болоте, по самый капот все это не серьезно. У самого трос с рабочей нагрузкой 2 тонны (и разрывной 12) - да, тяжелый, громоздкий - но с...ка надежный Не рвется даже трактором. И естественно - шаклы, не менее 2 шт. Причем толщиной не менее 12 мм. (да - "Корозащитная стропа" - это не только сохраненные деревья, но и удобство лебеженья).
В третьих: Компрессор!!! Хоть какой! Полуспущенное колесо разбортируется очень часто. И если забортировать методом взрыва еще можно, то вот накачать ….
Далее: Молоток/кувалда или тяжелый топор (последний универсальнее) Если у Вас произведение отечественного автопрома – то без него никак.
И еще по поводу УАЗиков: Минимум - трамблер в сборе, свечи и высоковольтные провода, WD-40 (не дает доступа воды в элетро разьемы). Желательно – бензонасос (если не хотите подключать бачок омывателя и останавливаться каждые 6 км для доливки) и еще - набор различных болтиков, гаечек и т.д. (искать контрящий винт в траве или болотце - увлекательно!)
Да, самое главное: Набор инструметов (ключи (особенно "на 10 "), отвертки, пассатижи и колесный ключ!!!)
Запасное колесо! Очень желательно! Если не хотите заниматься шиномонтажем на болоте.
Площадка под хай-джек. Иначе он до бесконечности проваливается в болото. Можно обычную деревяшку, фирменная - слишком дорога, жаба заквакает
2 !!!! (подчеркиваю _ДВЕ_) канистры по 10 литров с топливом. На бездорожье расход увеличивается в разы. А до ближайшей заправки - 2 дня лесом. И никто не проедет мимо.
Бензопила. Строить мост (а значит валить деревья) вручную - очень, очень и очень долго. Так же долго пилить упавшее, поперек дороги, дерево. Тем более вдвоем. И к ней - запас топлива уже с маслом (вполне хватить и 1 л), масло для цепи (ведь у ВАс есть масло для двигателя? - можно и его ) и фирменный ключ для подтяжки цепи. Очень желательно - приспособа для наточки. Сырая сосна быстро тупит цепь.
Запас питьевой воды (становится жарко даже в болоте). Консервы (иногда понятие "едем до обеда" растягивается до "рано, рано утром" )
В продолжении темы. После недавних поездок в керженские леса так же вынес ряд наблюдений. 1. Канистры с топливом достаточно одной, но минимум 20 литров. 2. Канистра с водой, хотя бы 5 литровая бутыль. Если река планируется рядом это хорошо. А если нет, то уже хуже. 3. Пила ручная. Так как бензопила все таки механика. 4. Полотно по металлу обернутое изолентой. Очень хорошо режет разные вещи в маленьком пространстве. Пришлось спиливать трос застрявший под аммортизатором. 5. НЗ еды: б/п, чай, сахар, плитка газовая, котелок на 1 литр. а еще лучше армейский набор в виде фляги, котелка и чашки. 6. Лопата. Вожу 2: одна средних размеров Фискарс, другая простая саперная. Помогает копать под машиной, когда та на брюхе сидит. Так же если заточить хорошо рубит ветки когда пропал куда-то топор или пила. 7. Ну запчасти к авто это сугубо индивидуальное. Каждый должен знать, что его авто нужно.
На самом деле каждый выносит из поездок свои наблюдения. И в машину все равно все не запихнуть. Но нз запас вещей должен быть. Хрен его знает где что случится.
Добавлю. - Налобный фонарь, лучше не один. Если неудобный - не забыть под него шапку/кепку, иначе весь череп резинкой сплющит. - Батарейки с запасом - Стельки в обувь по погоде. С меховыми можно в резиновых сапогах в лёгкий мороз себя хорошо чувствовать. Или окоченеть без них. Себе беру несколько пар всегда, по принципу 1 пара на день и одна про запас. Носки - аналогично. Ноги вечером перед сном будут очень благодарны за ощущение тепла и сухости, а соседи по палатке не выкинут как источник вони на улицу. - Складной стул или любой удобный "поджопник". Машине пофигу, сколько и чего везти, но при выборе между мокрым пеньком и стулом, обычно свободным остаётся именно пенёк. - Перчатки. Как минимум, лучше приобрести перчатки для работы с бензопилой, из замши или кожи. В них намного приятнее работать с тросом, ломать или отгибать колючие ветки, и т.п. Тряпичные по 10р за пару гораздо хуже защищают руки и рвутся быстро. Про возможность зацепиться такой перчаткой за размахрившийся трос и руку намотать на барабан лебёдки - промолчу. - Термобельё. Must Have. Тут, как говорится, без комментариев. И не удержусь, выложу текст Минделя на этот счёт.
Цитата
Выезд первый. ДО (Берем только самое нужное) -- Стропа буксировочная 3 тонны -- Резиновые полусапожки -- Некоторое количество разномастной еды сомнительной энергоемкости, максимально неудобной для пожирания грязными руками на не менее грязном капоте. ПОСЛЕ (О как!) -- Правильный буксировочный трос -- 10 тюбиков спрея от комаров -- Запасная камера
Выезд второй ДО (Теперь-то мне всё ясно) -- Много-много еды и питья -- Сапоги болотные -- Теплая непромокаемая одежда ПОСЛЕ (Не, ну ни фига!?) -- Два комплекта ступичных подшипников (на замену и в запас) -- Два диска сцепления (на замену и в запас) -- Радиостанция -- Забродники -- Палатка, спальник, коврик
После n-ого количества поездок (А-А-А-А-А) -- 3 метра сантехнических труб -- 4 метра швеллера -- 20 метров квадрата "четверки" -- 4 фары -- Болгарка и 10 отрезных кругов -- Сварочный аппарат -- Машина для поездок по городу
Рано или поздно (Оп-ля...) -- Рем. комплект КПП и РП -- Главные пары -- Поршневая группа
Через пару лет У ВСЕХ -- Другая лебедка -- Другие колеса -- Другая машина
НЕ У ВСЕХ -- Рама -- "Лапландеры" -- Куча мелочей -- Заявка на участие в ЧР
ИНОГДА (это не покупается, а просто приходит) -- Другой круг общения -- Другая работа -- Другое всё...
Так... машины неподготовленные не берут. А руки - они всегда нужны !!! Так что просись в один из экипажей (ко мне например). И расходы по ГСМ на душу при определенной договоренности будут меньше
Если говорить серьезно, то конечно мы едем единой сплоченной командой, едем далеко не на отдых. То что мы очень по-простому относимся к этому маршруту, ни коим образом не делает его "прогулочным". Мы ПРОСТО НЕ ЗНАЕМ, каким он будет, вот и все. Однако знаем, что одолеем его, и главным образом по причине командной работы, взаимовыручки и понимания друг друга с полуслова. А еще доверия друг к другу и к руководителю экспедиции. Если ты готов вливаться в эту команду и принять эти права и обязанности - милости просим в наши ряды, пусть даже у тебя нет внедорожника или он не соответствует необходимым требованиям. Хотя конечно решающее слово остается за председателем клуба.
И еще. Экспедиция - это не только езда на машинах, "гряземешение" и "говнолазанье", не только командная работа и личные усилия. Это - часть жизни, пусть маленький ее кусочек протяженностью 3 дня. Это и общение, и быт, и ночевки, и многое другое. Посему готовить надо не только машину, но и людей. Причем в буквальном смысле, так же как и машину. Это и соответствующая экипировка, и предметы быта, и наконец, состояние человека, отправляющегося в экспедицию. Это все тоже надо учитывать.
Очень бы хотел с вами, благо время свободное есть, да и жена против не будет: она сама с друзьями на все выходные в Казань уезжает, но тут про прыжки с парашютом тема зашла, и как бы уже пообещал, что 100% буду.. =) Нельзя девушку одну оставлять. =)
Да, и подготовить все допы уже не успею. =( Эх, знать бы раньше!
Приподниму тему. В ней хорошая и полезная подборка для путешествующих. Хотя это жовано-пережовано, тем не менее многие да же четверти перечисленного не возят и не имеют.
Вот например включите телек. Катастрофические наводнения, оползни какие-то, снежные заносы. И если у вас внедорожник , имею в виду подготовленный , ну да понятно что противозаконный ныне из-за наличия лебёдки, лифта, шин и шноркеля, но тем не менее, противозаконные вещи на внедорожнике всё же необходимы. Такие как та же лебёдка, лифт и колёса. А ещё свет, верёвки и пила с топором. Об этом и поговорим.
Лебёдка на автомобиле вещь крайне необходимая и даже первостепенная. Сам автор убеждался в этом стопятьсот раз. Даже не колёса, блокировки, бсл, хайджеки - а именно лебёдка! При помощи лебёдки вы можете вершить буквально всё- вытащить себя из говна да, это козе понятно, но и спасти кого-то - вытащить авто из кювета, реки, из подольда, перевернуть опрокинувшийся автомобиль, вытянуть и поднять бетонную балку, плиту, конструкцию в несколько тонн из стали под которой может быть не только что-то очень нужное лично вам, но и живая душа. На стройке лебёдка то же полезна. Я например когда строил дом и выпиливал участок под него, при помощи лебедоса делал оттяжки на деревья в противоположную сторону, что бы не случился нюанс и дерево не упало на соседский дом. Было в моей бытности и такое. Хотели помочь, а так помогли, что дерево крутанулось и пипец - хрен как говориться пополам, а другие вещи вообще вдребезги. А с оттяжкой лебёдки через блок, все дома и нервы были целы. Ещё лебёдкой можно строить дом, поставить гиганские качели детям. Я в деревне такие замастрячил. Все кто едут спрашивают теперь, кто такие высокие качели построил??? Брёвна как колонны в Колизее. Ещё интереснее лебёдкой ломать. Старый дом например разобрать, весёлое мероприятие. За конёк строп стальной зацепил, лебёдочкой потянул... Или угол дома обхватил, тянешь тихонечко, бах, готово. Ещё лебёдкой правили гнутые стальные бампера когда ёлочки дорогу перебегают, выравнивали продольные рычаги гнутые в подвеске. Катер и лодку лебёдкой можно спускать и вынимать на сушу. И всё это в одиночку под силу. Натягивали троса навесного моста через речку и овраг, делали перетяги на другой берег для эвакуации людей и просто ради развлекухи. Убрать упавший еловый баобаб по среди дороги собравший многокилометровую пробку то же проще пареной репы внедорожнику с лебёдкой. Гаишники бывает просят растащить с дорожного полотна аварийные разбитые автомобили. Лебёдка на внедорожник это считаю покупка номер один. Никакие колёса вас не довезут туда, куда дотянет лебёдка. Я конечно не рассматриваю гонки по грязи на шинах формулы 1. Хотя видел и такое.
Буксирные стропы, верёвки, блок , шаклы и грузовые стяжки. Если у вас ещё нет лебёдки, но вы упорно мечтаете о том, что будете съезжать с асфальта, то вы или лошара с айфоном взятым в кредит вместо лебёдки или просто пока стоите в очереди в сервис на установку лебёдки. Думаю это и козе понятно. Но так или иначе, в машине должен быть буксирный трос или стропа. Стропы из автомагазинов стоимостью 300-1500р это говно для чайников и дачников. Выкидывайте такие подарки в окошко или подарите врагу. Нормальная стропа имеет ширину не менее 60мм, толщину 8-10мм, длину 6 или 8м, номинальная нагрузка ( при весе авто 2Тн) 14-21 Тн. Стропа которая должна быть перво-наперво в багажнике это именно буксирная стропа. Я редко, очень очень редко пользуюсь рывковой стропой. По ряду причин. 1) мне нужен исправный автомобиль и его трансмиссия. 2) Safety first , как написано на каждом морском корабле - безопасность превыше всего 3) при буксировке , динамический рывковый трос быстро придёт в состоянии ветоши. А нормальная динамика стоит от 5р. Все застрявшие или требующие эвакуации авто я тяну только лебёдкой. А буксирую - буксирной стропой. За очень редким исключением. Всё это исходя из многолетнего опыта. Если лебёдка наконец-то есть, то должен быть кроме стропы и удлиннитель для той самой лебёдки. Никаких стальных тросов. Сталь для танков, Уралов , тракторов и мега-суровых мужиков. Синтетика или как модно её называть сёдня- кевлар. Не менее 20м. С коушами ( петлями ) на концах. Не экономьте на этом. Она ( при условии что вы съезжаете с асфальта ) вам сослужит хорошую службу. Почему не стальной? Стальной трос красиво в бухте свёрнутый, выглядит только один раз, пока новый и не юзаный. Стоит разок попользовать его в говне, как он будет выглядеть и складываться по другому. Сложить его так же в бухту будет крайне проблематично. Потом аккуратно уложить в машину. При этом с ним тяжело работать. На нём непременно появятся заломы, колЫшки и вылезет проволока которая обязательно покоцает ваши рученьки. С синтетикой кайф. Лёгкая, прочная, приятная для рук, плавает. Верёвка короче. От грязи достаточно промыть и посушить под машиной в гараже.
Шаклы. Соединять трос лебёдки, стропы между собой, нужно не монтажкой в петлю, а шаклом. Номинал в 3/4" самое оно. Соединил стропы, палец завернул, потом отвернул на четверть оборота. Иначе может закусить. Шаклов машине должно быть 2-3.
Блок усиления. Очень нужная вещь. Что он даёт - увеличение тяги почти в два раза. Снижение нагрузки с электродвигателя лебёдки как самого нагруженного узла который по молодости любят жечь на раз. Снимая нагрузку с лебёдки, мы снижаем потребление тока и не так садим батарейку. Лучше выбрать универсальный блок. Т.е. у него проточка такая своеобразная. Он подходит как для стали так и для синтетики. При покупке уточняйте. Если у вас и основной лебёдочный трос и удлиннитель синтетические, то покупайте исключительно блок под синтетику. В блоке скольжение ролика так же имеет значение. У правильных блоков ролик скользит по бронзовым втулкам а иногда даже по подшипнику! Минимум трения и потерь. В говноблоке - сталь по стали с высоким трением , пожирая ньютоны вашей лебёдки. Для лебедя типа 9ки, блок берём на 10Тн.
Корозащитка. Кроме своего назначения, при помощи корозащитки , блока и шакла, мы легко меняем направление тяги лебёдки. Т.е. валим деревья если необходимо не на машину а в другую сторону, создаём оптимальную схему тяги в сложных ситуациях. Корозащитка это нужно. Ширина 80-120мм. Длина 2-2,5м. Толщина не менее 8-12мм. Нагрузка 16-26Тн.
Грузовые стяжные ремни. Они годятся не только для надёжного крепления груза на багажнике, прицепе, но и для многих других нужд - стянуть лопнувшую рессору, стянуть брёвна на временном мосту, растянуть вертикальный столб. Эти грузовые стропы спасали нас в весьма экстремальных ситуациях, когда нам приходилось ремонтировать оторванные лыжи саней в ледяной тундре, разбитый снегоход, скреплять плот, строить переправы. Нужная вещь!
Всё это барахло , лучше определить в отдельную прочную сумку. Лучше непромокаемую. Что бы сунув туда грязные стропы и троса, не испачкать пожитки. Мы ( я ) используем такелаж от РОМЕК. Проверено - надёжно!
Бензопила. Выбор бензопилы Задач свалить побольше баобабов у нас нет. Но вот пропилить старую просеку, напилить дров, вырезать быстро лагу, загатить яму... годится пила сучкорезка. Это категория лёгких бюджетных пил с недлинной (до 60см ) шиной. Её преимущества - малый вес, небольшой расход топлива, небольшие габариты, манёвренность. К таким пилам относятся штили 180й серии, хускварна 237. К пиле иметь запас топливной смеси и цепного масла. Именно цепного, так как только оно имеет высокую адгезию и сохраняет острыми режущие кромки цепи долгое время. Иметь запасную острую цепь. Свечу и ключ. И не покупайте всякие неизвестные и левые марки. Никакого ширпотреба и кетайского кетая. Во первых для известной марки пилы в любой жопе мира есть цепи, шины и запчасти, во вторых надёжная пила это отличный помошник.
Домкрат Хай-джек. Изобретение клёвое и неповторимое. Многофункциональное весьма. Применимое и на бездорожье и в быту. Возить его с собой или нет , тут зависит от условий, опыта и возможности его возить. Оптимальная длинна - 120см. 150см хорошо, но не везде увезёшь, да и не больно нужна такая длина. К домкрату обязательно иметь лифт-мейт - приспособа для подъёма за колёсный диск. Подъём авто за порог, бампер крайне неэффективен и опасен для оператора и кузова авто. Долго возиться с инструментом 15 кг , а после купания в глине под 20кг занятие не для слабаков. Поэтому имейте это ввиду. Если есть домкрат, лифт-мейт , то приобретите опору для домкрата. Если считаете что это мажорство и обойдётесь дощечкой, то попользуйтесь хорошенько домкратом без опоры. Всё равно купите её после этого. Я очень редко пользуюсь хайджеком. И очень редко беру его с собой, так как прогнозирую ситуации. Опять же полагаясь на опыт. Но в некоторых ситуациях он нужен. Всегда кроме этого в машине обычный домкрат.
Лопата. Нужна была для организации кострища, копки червей на рыбалку, закапывании бутора после удачной охоты и оборудования временного WC. Откапывать лопатой застрявший автомобиль сравнимо с онанизмом. Непродуктивно и физически затратно.
Домкрат и лопату в большинстве случаев заменяет лебёдка. При использовании хайджека , практически всегда нужна пила.
Топор. Топор это инструмент каждого охотника. Это как отче наш. Он обязателен. Без топора никак. Это как бокал виски в пятницу вечером, как хорошая сигара в компании друзей вечером, как секс с красивой женщиной, как вода в пустыне... Топор должен быть универсален, относительно лёгок, хваток и остр. Про топор можно почитать тут . Я видел и пробовал много топоров. Многие топоры годились только для щей или наковальни, но однажды взяв в руки топор Husqwarna ... я понял что это ОН ! Никаких компромиссов. Для меня это лучшее из лучшего.
Сэндтраки. Для меня сейчас лишний вес. Валяются без дела в клубе больше чем используются. В спорте да, на болоте порой только с ними. Но нужно грамотно пользоваться что бы пользоваться эффективно, не согнуть и потом не забыть вытащить из говна.
Инструмент. Автоинструмент. Если у вас кетайской инструмент купленный в магазине распродаж - в помойку его. Мультитул да вам поможет, вы же Бонд, Джеймс Бонд. Не пожалейте денег на хороший расширенный набор инструмента известной марки. Джонесвей, Омбра, Кингтони, Дело техники, Ликота... Ломаются любые автомобили ( кроме Тойоты конечно )) , а что бы успешно починить, кроме кувалды потребуются и гаешные ключи, головки, удлиннители и т.п.
Ремкомплект для ремонта шин. Некоторые да же без запасок ездят. Круто. Но обязательно возьмите с собой набор для ремонта бескамерных шин. Стопитсот раз мы рассказывали и показывали о его применении, действии и эффективности на наших мастерклассах. Кто видел мотали на ус, зарубили на носу. Набор для ремонта бескамерных шин нужен. Ежу даже ясно.
Газовая горелка с пьезорозжигом. Kovea с балоном в котором - з и м н я я газовая смесь. Этим же газовым баллоном бортироумся при разбортировки , греем прикипевшие гайки, руки, замки, разжигаем костёр, палим перья на тушке утки. Баллон газа с горелкой всегда в нише багажника.
Жрачка. Сухпай. У меня в машине всегда пара банок тушёнки. Хорошей дорогой высшего сорта тушёнки. Можно ещё сунуть пяток пакетиков бульона для кружки, соль.
Зажигалка или кремень для добычи огня. Иногда я курю сигары и трубки. В охотку. Поэтому в машине есть зажигалки. Но с лёгкостью могу в любую погоду разжечь костёр кремнием и ножом. Это всё есть в машине.
Нож. На поясе у меня всегда когда еду из города в лес. Всегда в машине под рукой. Я не люблю раскладные ножи, потому что всегда их теряю. Не люблю подарочные, украшенные, ювелирные и заводские, потому что все их ломаю. У меня хорошие самодельные с цельным полотном и ручкой ножи, которые ношу в ножнах на ремне. Таким ножом можно добрать на охоте крупного зверя, порезать колбасу и салат, срубить хорошую ветку или жердину, разрубить кость или сухожилие на мослах, снять шкуру с кого хочешь, ну и так далее. Для правки ножа иметь брусок в машине и на ножнах в специальном отдельчике. Мачете иногда выручает, но его неудобно носить постоянно.
Огнестрельное оружие. В экспедиции беру всегда. Карабин редко. Он тяжёлый и узкоспециализированный. Лучше гладкий ствол 12к пятизарядку или двустволку. Бывали случаи у нас когда только благодаря ружью жили в тайге добывая дичь на прокорм. В арсенале дробь 0-3-5, картечь для бродячих собак и волков и пули для двуногих животных если уж прижмёт и сильно любопытных мишек у палатки. С мишками была практика. Можно найти на форуме. Не помешают сигнальные свето-звуковые патроны. Так же для последнеперечисленных и аварийной ситуации.