Эх, хочется очутиться под "северным сиянием", в компании "бурого и белого медведей", облизывая макало с пальцев и причмокивая, неожиданно откуда не возьмись... ощутить "поцелуй Аэлиты"...
После того как будет завершена подготовка машин, катеров и доработка прицепов ( февраль ) , мы планируем осуществить рейд , в котором попытаемся воссоздать условия движения с полной загрузкой техники. Потренироваться с преодолением снежных заносов, определить ~расход топлива, среднюю безопасную скорость, варианты работы экипажей с такелажем, расцепка с прицепами и накатка колеи на низком давлении в шинах, что бы максимально узнать способности машин и экипажей к предстоящему маршруту. Прицепы так же оборудуются зимними шинами увеличенного размера, что бы была возможность приспустить их во время движения по зимникам.
...В чуме у нас комфорт. Горит керосиновая лампа. Когда топится печь, можно сидеть даже в рубашке. Меховую обувь снимаем, сидим в валенках. На полу вода, конечно, мерзнет. За столом приводим в порядок записи.
Питание у нас своеобразное, к нему надо привыкнуть. Хлеб, конечно, мерзлый, крепкий как камень. Даже топор его не берет, звенит и отскакивает. Остаются сухари и сушки да чай. В дороге это основной продукт питания всех северян. Варить обед долго, хотя мяса и рыбы достаточно. После работы вечером заходишь в чум голодный как волк. Где тут ждать обеда, хотя для быстроты варки взяли примус. Выручает строганина. Берешь мерзлого чира или нельму (чира лучше, он жирнее) килограммов на пять-шесть, сунешь его на минутку в печку, чтобы кожа чуть оттаяла, потом сдираешь ее и начинаешь строгать вдоль острым ножом. Вот и обед. Берешь стружку, макаешь в соль, запиваешь чаем, непременно крепким, черным как смола, заедаешь сухарями. Вдвоем съедаем всего чира. Сразу после еды появляется ощущение пустоты и холода в желудке. Как будто ничего и не ел. Однако вскоре оно сменяется чувством сытости. Утром, перед дорогой, опять попьешь чаю со строганиной и сухарями, после чего можно работать спокойно весь день даже на большом морозе...
Выдержка из дневников исследователей полуострова Таймыр, экспедиции 20х годов прошлого столетия...
Таймыр - край мой северный Автор: Урванцев Н.Н. Москва, "Мысль", 1978 Сканирование: Виктор Евлюхин (Москва) Обработка: Влад Колесник (Москва) Источник- Туристический портал "Скиталец"
...Немного выше прибрежной зоны среди выброшенного на берег плавника мы обнаружили нечто вроде склада из сложенного в клетку леса, который теперь был развален, а содержимое разбросано кругом. Здесь мы нашли два зашитых в непромокаемую материю пакета размером примерно 20x18x10 сантиметров каждый. На одном было написано по-английски: "Директору А.А.Бауер. Отдел земного магнетизма Института Карнеги в Вашингтоне". На другом: "Господину Леону Амундсену, Христиания. Почта, рукописи, фотографии, карты, зарисовки".
Теперь нам стало ясно, что это почта, которую отправил Руал Амундсен из бухты Мод с членами своей экспедиции Тессемом и Кнутсеном в Норвегию осенью 1919 года.
Кроме пакетов среди плавника оказалось: 1) карманное заплесневевшее портмоне с 53 рублями русских царских денег, 20 рублями - ассигнациями архангельского белогвардейского "правительства", семью серебряными и тремя медными норвежским монетами; билетом на имя Тессема; пятью визитными карточкам Руала Амундсена с надписями (три на английском и две на русское языке): "М.Г. не откажите в возможном содействии г-ну П.Л.Тессему при отправлении телеграммы и в дальнейшем продолжении пути с почтой в Норвегию"; листом с адресом и карточкой американской фирмы; 2) испорченный шлюпочный компас в полуразвалившемся деревянном футляре; 3) походный одноминутный теодолит в развалившемся футляре; 4) полусгнившая кожаная походная сумочка с бинтами, марлей и двумя катушками пленок, 5) жестяной бидон емкостью около литра с остатками керосина, 6) пустой поломанный бак; 7) испорченный заржавевший театрального формата бинокль; 8) алюминиевая и две железные немного измятые кастрюли; 9) изгрызенная мышами и почти сгнившая папка с чистой бумагой, фотографиями, вырезками из газет и двумя флагами - норвежским и американским. Сюда же вложены лекала и транспортир; 10) ртутный термометр в медном футляре 11) рассыпанные пуговицы, нитки, мелкие пряжки и другое, а также заржавевший бритвенный безопасный прибор; 12) обрывке егерского белья, полусгнившая и изорванная, на бараньем меху финского фасона шапка с кожаным верхом; 13) обрывки непромокаемой ткани с кольцами, вшитыми по краям. Вероятно, этой тканью был прикрыт склад для защиты от дождя; 14) изломанный круг от лыжной палки; 15) заржавевшая в сгнившем футляре готовальня; 16) драные шерстяные носки и изорванные самодельные туфли из тюленьей кожи.
Западнее по берегу, метрах в 400, найдена рваная пустая оболочка из непромокаемой ткани, аналогичной материи упомянутых двух пакетов. На оболочке еще можно разобрать: "Г-ну Леон Амундсену, Христиания", Немного дальше валялись самодельные подошвы из тюленьей кожи. Следов костра, который бы свидетельствовал, что здесь останавливались на более или менее продолжительное время, не было. Не обнаружили и записки, где было бы сказано, кто, когда и почему оставил здесь все это имущество. Пустая оболочка не оставляла сомнения в том, что это остатки третьего пакета, который когда-то был разорван. Его содержимое в беспорядке разлетелось по берегу и теперь привлекло наше внимание.
Найденный склад был расположен примерно в 120 километрах от мыса Входного, в устье Пясины, и в километре к востоку от устья реки Заледеевой, где находится астрономический пункт № 3 Коломейцева - участника экспедиции Э.В.Толля в 1900 - 1902 годах. Все бумаги, пакеты, предметы снаряжения были собраны и упакованы для пересылки через Наркоминдел СССР в Норвегию.
Разорванный пакет, поваленный сруб, рваное белье, шапка и прочее со всей очевидностью доказывали, что здесь побывал медведь, который, не найдя ничего съестного, все развалил, разодрал и раскидал. Обращает на себя внимание свежесть бумаг, разбросанных по берегу в полосе прибоя. Первый же шторм наверняка должен был их смыть, а дожди размочили бы так, что прочесть написанное было бы невозможно. Между тем это не так. Значит, разграбление произошло совсем недавно, нынешним летом. И сразу же вспомнился тот медведь, что был убит нами на стоянке несколько дней тому назад. Он шел, конечно, от склада, с запада, а не с востока. В последнем случае, проезжая на лодке, мы непременно заметили бы его раньше. Это он учинил разгром и пошел дальше на восток, нам навстречу.
Каждому кто хочет принять участие в рыбалке, настоятельно рекомендую иметь с собой верёвку длиной хотябы 12-15м диаметром 10-12мм, которая будет лежать не на дне рюкзака, а в прямом дуступе, например перехваченая под ремень на куртке или на плече в процессе всей рыбалки.
Как вам насчёт 15го или 16го декабря? Место покажу. Но возможно кто-то его знает. Разведка доложила, что рыба клюёт там как чёрт 100%. Попадается крупная, непуганая. Лёд правда там тонковат ещё, можно искупаться. Место не могу сдать прям здесь Просто 22-23 егеря нам сказали приехать на загонную охоту по лосю, никак лицензию не закроем.
Думаю с рыбалкой у нас там будет полный порядок Правда сам Норильск мы пройдём практически транзитом. Впереди будет самое неизвестное ждать как по сложности так и по времени.
В приближающиеся праздники, хочется приготовить какое-нибудь вкусное блюдо из мяса и угостить друзей и родных. Возможно это будет блюдо из лосятины или кабана, приготовленное сочное мясо в фольге на углях или врусской печи. Но вот мне захотелось попробовать приготовить целого ягнёнка на углях. Из литературы удалось выяснить, что дело это не только ответственное , но и достаточно сложное в кулинарном плане. Может кто готовил целого ягнёнка на вертеле? Поделитесь пожалуйста опытом.
Для приготовления новогоднего барашка на вертеле, для компании 12-14 человек, я планирую изготовить специальную жаровню. Из половинки 500й трубы заторцованной с обеих сторон сделать жаровню. В дне выполнить отверстия для небольшого поддува. По торцам расположить стойки для расположения на них вертела, приварить крепкие устойчивые ножки. С одной стороны полукругом, закрепить лист нержавейки которая будет выполнять роль отражателя тепла внутрь. На вертел насадить тушку ягнёнка и крепко закрепить. Заполнить жаровню углём, и после того как он накалится, готовить барашка до готовности. Как утверждают знакомые аксакалы, примерно 3-4 часа. Зависит конечно от размеров барашка.
Замариновать барана целиком проблематично, поэтому думаю просто нашпиговать его чесночком, натересть перцем и солью, а так же специями, засыпасть репчатым луком и оставить в прохладном месте на сутки. Перед приготовлением, промазать тушку растительным и разогретым топлёным маслом, а ножки обернуть фольгой.
Может из читателей на форуме есть у кого опыт приготовления барашка на вертеле и они поделятся своими знаниями ?
Ну или просто расскажите свои рецепты приготовления мяса.
Денис привет! На снегоходном форуме масса красивых фото с рыбалок и охот, а так как я себя считаю заядлым рыбаком-охотником, то конечно всё это здорово будоражит душу. Края у вас красивые и богатые.
К сожалению я не могу найти телефон Евгения и соответственно не могу выйти с ним на связь. Кстати, недавно на связь выходила Норильская ТРК "СЕВЕРНЫЙ ГОРОД" для которой я дал небольшое интервью, рассказав о наших планах, возможно что-то вы уже слышали в эфире телеканала. В дальнейшем они будут информировать северян о том как проходит экспедиция с "большой земли" в Арктику.
Вот что ещё важно...
Определён не только маршрут до Норильска, но и схема движения техники.
До Норильска мы добираемся на внедорожниках с катерами, затем сгружаем катера, а внедорожники с прицепами и со вторыми пилотами уходят на большую землю, что бы успеть пройти зимник. От Норильска на Хатангу пойдут только СВП. Далее после завершения поставленных нами целей и задач, СВП остануться на постоянное базирование в Хатанге , где продолжится испытание этой техники в самых разных условиях. Т.е. нашей задачей будет испытание этой техники и особенностей её эксплуатации в высоких широтах. Так как эта техника очень универсальна, то для людей проживающих в тех краях, она открывает массу возможностей перемещения в труднодоступных районах севера. Но всё это необходимо проверить
Обратно, после завершения экспедиции, из Хатанги мы улетаем прямым самолётом на Красноярск и далее с Красноярска домой.