class="blog-p-user-name" href="">Skogul написал: Что-то мне дневник навевает Страну багровых туч, Стругацких... И сразу хочется бежать - совершать какой-нибудь подвиг. Удачи вам на этих крайних, самых сложных километрах!!! Морально с вами.
ДЖЕК ЛОНДОН! "Белое безмолвие".... И чувства те же вызывает
Команда экспедиции отвечает на вопрос о времени своего возвращения в НН: ---- Есть самолет из Хатанги 7-го и 11-го в Красноярск. Дорога занимает сутки до НН со всеми перелетами, из Москвы, вероятно, на микроавтобусе. ----
06.05.2013 03:00lt (23:00мск) Мы ошвартовались в Хатанге! Обратная дорога, по определению всегда короче и в два раза быстрее. Обратно шли по уже проложенному треку. Это туда мы хапнули всего на свете, возвращаясь же уже знали что где ждёт. Сегодня 7.05 вылетаем самолётом на Красноярск из Красноярска сразу в Москву, от туда нас заберут машиной. Т.е. дома в Н.Новгороде мы планируем оказаться 8 мая вечером.
Огромное спасибо всем кто переживал за нас и ждал нашего возвращения. Как говориться -Вашими молитвами - мы все вернулись целыми и невредимыми!
Экспедиция прошла на одном дыхании. Для меня это был не месяц и один день, а как одни сутки. На самомо деле это была настоящая авантюра, так как мы подвергали себя и технику порой таким рискам, что сейчас оглядываясь назад удивляешься нашим ангелам хранителям На Челюскине как известно действует погранзастава и самая северная материковая метеостанция. На метеостанции живёт 8 человек. Вахта от полугода до года. Отсняли классный фотовидеоматериал в ходе экспедиции. Видели белых медведей на расстоянии 50метров, никого не съели. Всё покажу вскоре. Хивусы поставили на место их базирования в Хатанге. Их ждёт полное ТО , а 366 ещё и непростой ремонт корпуса после нашего падения в расщелину. Но в целом эти замечательные суда отработали всё на отлично. Далее Хивусам 340 и 366 которые вошли в историю как первые АСВП побывавшие на самой северной оконечности материка, ждут ресурсные испытания и отработка новых технических решений завода "АЭРОХОД" в Арктических условиях. Войчик тоже в полном порядке. Скоро он попадёт в свой родной вольер в Нижнем из просторов Таймыра. Он ещё не знает, что из холодов и зимы с трапа самолёта попадёт в лето. Отъелся тут на оленине и красной рыбе, шёрстка плотненькая, тёплая. Приедет домой будет наверное линять, приспосабливаясь к нашей тёплой полосе. _____________________
Немного выдержек из дневника экспедиции ( не путать с судовым журналом )
День 1 мая 2013г 3:15 по местному времени Мир-Труд-Май
Идём по реке Гольцовая . Река то петляет по тундре, то бежит закованная каменным каньоном, то снова становиться шире , с каменистым галечником по берегам. В координатах N 76.42.277 E 104.29.003 обнаружили две 25 кубовые ёмкости с дизтопливом. Как вариант в случае чего заправиться здесь. Качество топлива неизвестно, прибор только подтвердил что это дизельное. Ёмкости видимо были завезены геологами для проведения каких-то изысканий или добычи. Но когда это было, так же неизвестно. Может пять лет назад, а может и двадцать пять. С каждой минутой мы ближе к своей цели, но не пропадает ощущение того, что нужно быть всегда на чеку. Это самые коварные мили, когда остаётся всего ничего. Проходя координаты N 76.52.596 E 104.30.316 увидели на берегу реки буровую станцию. Очевидно брошенную или законсервированную. Возможно с советских времён. Стоит две буровых вышки, контейнеры, цистерны. Прошли буровую ходом не останавливаясь.
11:10 lt Вышли из Гольцовой в залив и практически сразу нырнули в устьевой участок реки Клязьма. Поначалу не так просто было найти её русло. Оно петляло на генштабовской карте, а в реальности вообще было трудноопределимым. Но когда оно обнаружилось, стало понятно, что река будет спускаться среди каньонов и скальных распадков. Я взял рацию и пошёл вперёд штурманом 340го которым управлял Дербенёв Сергей Германович. Чуть позади ждал результата ребята на 366м. Впереди всё сливалось воедино. Даже двигаться пешком было непредсказуемо, хоть с палкой вперёд иди. В узкостях образовывались снежные надувы, Хивусам приходилось взлетать на них, потом какое-то время идти по относительно ровному участку за штурманом с рацией, и снова взлетать через передув. Всё время река петляла и шла вверх. В одной из узкостей на повороте мы дошли до непреодолимого до нас препятствия. Крутого подъёма и крутого спуска с доворотом в центре которого снегом были укрыты несколько гигантских валунов. Потом река резко меняла направление обнажая на повороте высокие , острые как нож скалистые выступы, а с другой стороны круто прижимал наддув снега высотой около пяти метров. Таким образом, даже если бы мы спустились туда на лебёдках, мы бы могли отрезать себе путь к возвращению при неправильном выборе направления по водоразделам. К тому же карта показывала , что река бежала зажатой среди высот и каньонов, что то же не сулило ничего хорошего. В итоге приняли решение повернуть обратно к морю. Но вот проблема – топливо. Его с каждой попыткой отыскать проход становилось всё меньше. Недалеко от того места где мы ловили рыбу, были замечены несколько балков и цистерна. Вот туда и решили заглянуть на наличие топлива. Вернулись. Видимо когда-то здесь стояла геологоразведовательная партия. В цистерне оказалось дизельное топливо, наверное ещё с советских времён. Произвели бункеровку. Жёлтенькое такое, пахнет соляркой, всё по признакам ок. Проверили на горючесть – горит, значит поедет. Сразу на этом топливе пошёл 366й. Что это за солярка и как её будет переваривать Камминс с комонрэйл, увидим в процессе движения. Напрямую до Челюскина всего 53км, а морем 98. Мы идём под прикрытием от торосов группой островов Вилькицкого, далее нас прикроют острова Комсомольской правды. Это 48км, а далее 50 километров открытым морем, которое неизвестно каким будет. 18:27lt N 77.21.773 E 106.19.751 Проходим пролив Свободный, по левому борту знаменитый мыс Харитона Лаптева. Чуть дальше западнее, мыс Амундсена и тур выложенный им. Подошли к берегу, сфотографировались на фоне тура. Пробиваемся дальше вдоль побережья. Торосы всё время пытаются прижать и выдавить нас на берег. Снова плохая видимость до 50-200метров. Идём по приборам. В нашем подспорье, хорошая навигация и радар. На радаре видно когда начинается полоса торошения и мы успеваем остановиться. 21:25lt N 77.39.048 E 104.49.976 До мыса Челюскин всего 15 километров. Подойдя к мысу Щербина, встали пред стеной торосов. Ищем проход. А берега тоже встали неприступной высотой. Упёртые донельзя люди, нашли в них проход, поднялись на своих машинах наверх, море легло внизу как на ладоне, обрывы оскалились каменными зубами, сопки ощетинились редким камешником и травой, а они шли выше и выше. Раскручивая двигателя, ревя моторами, разрывая тишину рокотом винтов, посылая навстречу ветру свою волну, волну сильных, уверенных, стойких, редких и дерзких…
Она была в той белой пелене… Уступала, раскалывалась, стихала… ревновала, стылым ветром поцеловав… холила, льстила несмело, первым дождём пролилась, а потом с обрыва бросая, с круч своих не держа, отпускала, смеясь и играя , безнадёжно, в последний раз. ...
День 2 мая 2013г. N 77.39.048 E 104.49.976 / 10:27lt Другая реальность Белая пелена и срывающий ветер. Летаргический сон или это пьяный бред. Усталая техника и люди. Обросшие, закоржавленные, мечтающие о бане, любимой женщине, а может городском шуме и родном доме, а может не о городском шуме и доме, а смотрящие вдаль и в даль. Смеясь, бородатые мужики копошатся на вершине со своими машинами и смотрят происходящей реальности в глаза. И кажется им уже, что это не сопки, а вершина мира. Что позади, то уже далеко позади. Оно стало историей, сном, произошедшим не с тобой. В другой реальности, с другим тобой. А тут ты нашёл себе новую цель, и не знаешь как по другому, и одновременно не можешь ответить на вопрос – зачем? Как одержимый, с какой-то сумасшедшинкой в глазах, позабыв офисы, быстрые городские автомобили, мягкую мебель и интернет, горячую воду и суетность, пялишься в белую пустыню через илюминатор . Тут ты провалился в другую реальность. Всё естественное, всё натуральное, всё осязаемое, невероятное от того. Это опьянение севером . Это Таймыр прикоснулся к тебе своей вечностью, легонечко пробуя на прочность, переворачивая осознание того что было с тобой и кто ты есть сейчас. Всё вроде ясно, всё вроде бы понятно, но реальность здесь воспринимается иначе. Внутри этой каменистой и холодной земли на поверхности которой ничего практически нет, внутри этой бесконечности и ветрах, в этом ледяном море и скалах, есть какой-то мощнейший реактор, который заряжает тебя своей энергией и не отпускает одновременно. И все проблемы, к которым ты вернёшься отсюда на большой земле, будут для тебя чем-то уже переосмысленным, решаемым и простым. Если это стало не так, значит тебя не было здесь. Ты был случаен и тебе повезло вернуться. Значит ты больше не окажешься здесь никогда, перекрестись и забудь.
Её зовут Удача ОНА (Удача) . Все эти люди которым надо идти вперёд , присноровились только легко касаться её , не хватать за руку, не громко звать, а подыгрывать , заигрывать с ней, с разной для каждого. Для кого-то дерзкой, красивой, смеющейся. Для кого-то лёгкой, неуловимой, пугливой . Но она рядом, она не может стоять в стороне, потому что и она у них – другая. Не спугни её .
После Челюскина мы планировали вернуться Карским морем через Эклипс на Диксон и далее на Дудинку. Но учитывая ещё бОльшую заторошенность западной части припая полуострова, решили что это займёт ещё недели три. Поэтому отказались от этой мысли. ____________
Из дневника...
Белые дни Они не тянуться. Они не идут. Они не летят. Они растворены вокруг. Время не имеет значения. Всегда светло. А когда нет солнца, то вообще всё выглядит на Таймыре сюрреалистично. Идём вперёд, устали –легли спать, проголодались – поели, и снова вперёд, вперёд, вперёд. Линия трека на навигационном приборе, упорно ползёт на север, огибая береговую линию моря, далёкие северные острова, скользя по тундровым рекам и сопкам. Сначала все были новы, хотя и знали друг –друга. Потом началась притирка. Это весьма сложный этап в любой длительной экспедиции. От психологического фактора может быть иной и исход в достижении целей. Рвались нервы, ругались, спорили, терпели, были безразличными. Пока не поняли, что мы неспроста здесь, что каждого из нас умышленно так называемая судьба притянула неведомым магнитом, что других здесь быть не может и не могло быть. И трек не повернул назад, а упорно пополз дальше и дальше на север к мысу Челюскин. Всё осуществимо если есть цель. Если есть сила и дух.
День 2 мая N77°43'02,77" E104°16'10,33"
В 23:05lt (19:05 мск) пройдя через сопочную часть полуострова обрезая мыс Щербина вышли в бухту Восточная и обойдя остров Заря с юго-запада вышли к мысу Челюскин. О чём радировали в координационный наш центр на большую землю. На берегу виднелись полуразрушенные постройки с советских времён, а чуть дальше видны были пара ламп освещения на покосившихся столбах. Выпустили Воя, тот сразу рванул на берег. Перемахнув через высокий наддув, Хивусы подошли ещё ближе и встали под берегом возле размеченной вешками тропы в море. На берегу кто-то зашевелился. – Люди!!! ; закричали мы фигурам на берегу которые приближались . На лёд к Хивусам вышли три человека окружённые огромными медведеподобными собаками , представились: – Здравствуйте, Борис, Дмитрий, Сергей Алексеевич – начальник метеостанции; отрапортовал дяденька с усами. –Отколь будете, зачем пожаловали ? -Экспедиция мы, из Нижнего Новгорода , однако; ответили мы хором. По восточному берегу добирались к вам долго. Поначалу разговор как-то не клеился, дядечка с усами сделал вид, что устали уже от этих экспедиций, и народ тут появляется и проходит как по проспекту. Дима и Борис , в руках которых у одного была ракетница, у другого ружьё, просто рассматривали нас, Хивусы, ничего не спрашивали, отвечали только на наши любопытные распросы. Никак не клеился диалог, был каким-то неуклюжим и ситуация никак не могла войти в русло. -Когда обратно собираетесь ? вдруг спросил Сергей Алексеевич. –Эээ, нуу, как быы… а увас банька есть? -Ну есть банька, правда она у нас по субботам, а сегодня четверг. Пипец думаем, до субботы два дня, а нам бы пораньше как. Командо как-то погруснела. -Ладно, давайте подходите вон в тот дом, нет проводим мы вас сейчас, чай попьёте, а баню завтра утром вкюлчим. На том и порешили. Все сразу повеселели, начали собирать из катеров закуску, спирт, готовиться к чаепитию то есть. Прибежал Вой. Собаки , точнее собакоподобные медведи - к нему. Вой на их фоне , как комнатная собачка на фоне сенбернаров, но держится бойцово и с достоинством. Тем не менее местная компашка хоть и крутит хвостами, но интерес к Вою имеет неподдельный. Пока думаю не съели БТС,сажаю его в катер, пусть лучше через илюминатор с местными ребятами дружит. Вышли на берег. Сразу бросилось в глаза, что всё побережье просто устлано проржавелым металлоломом – бочки из под гсм, техника, цистерны, гнутые металлоконструкции. Пошли к домику обшитому сайдингом или профнастилом. Тропка временами шла не только по снегу, а по высоким деревянным помостам. Как и везде в арктических условиях, постройки имеют не одну дверь, а два шлюза-тамбура. Одна дверь, обмёрзший тамбурок, вторая дверь, тамбурок потеплее, третья дверь и уже тепло, коридор и лестница на второй этаж. Заходим в основное помещение, жилое. Там ещё люди, работники метеостанции, три женщины и бородатый дяденька, - геолог, сразу подумал я. Начали знакомится. Мария, Наталья, Ольга, Андрей. Потом ещё один дяденька пришёл – Валера. Поставили чайник. Мы сели вокруг стола в большой комнате. На стол женщины поставили тарелку с печеньем и варенье. На тумбочке маленький телевизор и спутниковый ресивер. Спутники за горизонтом, поэтому показывает всего два телеканала. Первый центральный и пятый. Народ как я обратил внимание выходил какой-то сонный или заспаный, но потом так и было, развлечений немного, посему – сонное царство. После вахты читают или спят, ну или телек можно посмотреть, как там на большой земле люди друг с другом воюют. Почаёвничав, Печенье мы быстро съели, как и варенье. Хозяйки ещё на стол принесли. Так и познакомились пока за чаем. На этом вернулись к судам своим самоходным, спать. Время давно за полночь.