Вот некоторые частозадаваемые вопросы , ну и ответы на них...
Спрашивают про медведей. Да их там много. Весной они особенно агресивные, особенно те что с медвежатами. Медведи ничего не боятся так как являются единственным крупнейшим хищником, спокойно могут подойти к технике. Некоторые особи совершенно не боятся выстрела из ружья. Нельзя выбрасывать рядом с ночлегом остатки продуктов, мусор. Медведи спокойно чувствуют запах за десятки километров. Очень важно соблюдать технику безопасности. Выходить в тундру или просто заниматься работами у техники необходимо только с оружием.
_______________
Говорят что у нас была поддержка (вертолёты, самолёты, вездеходы). Это мнение ошибочное. Санрейс как нам сообщили на Челюскине , летел несколько дней до мыса. А договариваться с кем-то о том что к нам отправят борт мы не договаривались. У нас была спутниковая связь, по которой мы могли сообщить координаты и констатировать ЧП. А вот что будет дальше... Вездеходы и снегоходы в связи с малой автономностью так же не смогли бы до нас дойти. Поэтому мы уповали только на себя и свой опыт. Погибнуть там можно на счёт раз-два. И все утверждения что с нами была поддержка и в любой момент нас могут эвакуировать это бред. Тем более у нас небыло никаких спонсоров которые бы тем более оплачивали санрейс или эвакуацию вертолётным бортом. Но это была наша инициатива и мы не подпускали ни на секунду никаких негативных мыслей
________________
Что было с топливом? Топливо что пресная вода в пустыне. На подходах к Челюскину в 150км по причине сложных условий мы начали обсыхать. Путь назад был давно отрезан. Вперёд топлива нехватало. Но свершилось нечто необыкновенное - мы увидели в тундре две проржавевшие ёмкости с дизелем. В одной бочке плавала глыба льда, а в другой была жидкость жёлтого цвета. Тест-прибор показал что это дизель. Им и заправились. Судя по состоянию , ёмкости были заброшены в советские времена геологоразведкой. Двигатели Cummins успешно переварили древнюю солярку, благодаря этому мы и дошли до Челюскина и вернулись обратно.
________________
Действительно ли это дикий край? Да, это стопроцентно один из самых труднодоступных мест на планете независимо какая у тебя техника. Во многих местах там буквально не ступала нога человека, а местность была картирована путём аэро-фото съёмки. Там можно жить годами и не увидеть человека. Там можно поставить каменный гурий и он будет стоять там тысячу лет. Таймыр из-за своей суровости и труднодоступности останется таким первозданным ещё не один десяток лет. Мы шли по восточному побережью, на котором небыло ни геологов, ни полярных станций, никого вообще. Белое безмолвие. Не дай бог откажет техника там. Гибель человека станет скорее всего неминуемой.
________________
Много ли ремонтировались?Да. Сначала с роликами беда была. В конечном итоге собрав из двух роликов один, оставив борт 340 в море Лаптевых мы вернулись в Хатангу, куда нам самолётом переслали запчасти из Нижнего Новгорода. В итоге намотали ещё 1000км.
Потом во время жёсткого форсирования полей торошения повредили кницы потопчин. На обоих бортах. Это усилители тех мест к которым крепятся скеги. Усилители буквально вырывало с мясом. Снимали скеги, ставили дублёры, усиливали, снова собирали, накачивали, всё это на холоде и порой в пургу. Особенно экстремальным стало падение в расщелину. Думали что это конец. Но при помощи лебёдок, кувалды, лома , набора инструмента и запчастей всё было починено. Ну и конечно грамотный подбор запчастей и инструмента.
Каким образом выдержали скеги ? Скеги это гибкое ограждение - надувные баллоны и юбка. Скегам и их конструкторам надо отдать должное. Скеги на 340м и 366м были экспериментальные, это ноухау компании, которое запатентовано. Ресурс оказался просто невероятный. Но всё же мы их клеили. Когда проходили каменные осыпи острые как нож нижний ярус прорезало и приходилось всё снимать и клеить, а потом проверять и ставить на место. Было непросто, осложняло то что было холодно. Вобщем скеги в Аэроходе придумали просто суперские. Но что бы сберечь их много приходилось прорубать путь топорами, пилами, кувалдами и ломами, тянуться на лебёдках, двигаться пешком разведывая проход впереди и обрывы.
_______________
Одежда. Одежда была провереной во время прошлых зимних походов и экспедиций, никто сильно не замёрз и не заболел. А спали вообще раздетые, так как на каждом судне работали воздушные вебасто.
______________
Что с картами и навигацией?Этот вопрос стал ключевым. Гармин на Таймыре который у нас был в картплоттере был сравним с ориентированием по "пачке беломора". Дойти мы смогли только благодаря ноутбуку с программой SAS Planet и картами генштаба в нём. Огромная благодарность за это
Кропинову Алексею и Савай Анатолию !!! Правда в процессе экстремальной эксплуатации практически в конце нашего пути раскололи дисплей у ноута. Но это издержки. У нас уже был трек и точками помечены опасные участки. По треку шли быстро.
Очень выручал радиолокатор. Он заранее предупреждал о появлении про курсу торосов и высоких препятствий, позволяя в море двигаться при нулевой видимости.
_____________
Какие ещё вездеходы могут осуществлять такие переходы?Есть вероятность что на шинах низкого давления, но так же условно и не всегда. Колёсная техника типа ГАЗ, УРАЛ, КАМАЗ может дойти до самой северной оконечности на пределе живучести и только в бесснежную зиму как была в 2013г. Для АСВП же чем больше снега тем лучше. Не пришлось бы нам клеить скеги и так жёстко летать по торосам разбивая набор судна. Тем более для АСВП не существует препятствий в виде воды, тонкого льда и глубины снега. Но - гибкое ограждение и алюминиевый корпус можно ушатать на раз-два.
Снегоходы - при грамотной экспедиционной подготовке.
Вертолёт это не панацея. При ухудшении погоды которая меняется там мгновенно, вертолёт бессилен.
Собачьи упряжки - да, но нужен колоссальный опыт и опять же возможность поддержки. Хотя Семён Челюскин дошёл до мыса именно на собачьих упряжках.