День 3 мая 2013г Благо баню нам к двум часам дня пообещали, как раз к ней только и проснулись. Банька- божественно, особенно если батрачишь две с лишней недели по Арктике. Погрелись, помылись, как заново рождены почувствовали себя. После бани, завели буран, поехали обратно к катерам за продуктами. Привезли рыбу, оленину, вкусности всякие которые специально для Челюскина берегли. Лёшка Быков начал торты стряпать. Местное население в лёгком недоумении. Но у нас-то праздник, 3 мая, мы на Челюскине, впервые в истории на АСВП. Развели литр спирта. В сугроб сунули чтоб регидрацию или что там термическое в нужные температурные показатели привести. Пока суть да дело, уху из хвостов и голов арктического гольца приготовили. По тарелкам глубоким и на стол. Малосольный голец туда же не по одной большой тарелке. По царски всё, со вкусом. Рыба эта идёт в августе так , что достаточно верёвку, кусок железяки блестящей и крючок поболье да покрепше. Кидай от берега метров на 10-15 и тащи рыбину на пять, десять или пятнадцать кил. На сезон таким макаром в зимник метеорологи питаться заготавливают килограмм 700. Сами кушают и собак кормят деликатесом. Под уху конечно, грех из сугроба не вытащить. Господи, как же вкусно-то, ребята. С этого и продолжили знакомство. Ну а там и торты на десерт от зам по тылу Быкова Алексея. Первый торт Таймыр назывался, второй мыс Челюскин. Всё по феншую. Торты минут десять на столе стояли. Потом исчезли, даже крошек не осталось. Включили фото и видеоролики отснятые в экспедиции, фильмы снятые Экстрим-клубом зарядили. Когда из снега вторую вкусняшку литровую извлекли, шаман наш по должности (Олег Кучеренко ) снова кульминацию с двумя сосудами и жидкостями произвёл, дунул плюнул, в бубен ударил и снова в снег конечно для доведения обратил. В общем под утро северное сияние-то и засияло, заиграло на небе. Все вышли из дома и смотрели на небо восхищённо. Потом пошли таки в катера спать, довольные, лоснящиеся, то ли от счастья и устатка, то ли от гольца. Утром сладко было просыпаться, солнышко, тепло, уютно в спальничке в катере спать. Вебастик шуршит тёплом в уголке. На секунду представил что я не на самом краю северной земли, а в далёком детстве, в деревне, потрескивают дрова в печке, что вот вот подойдёт бабушка , сядет на край кровати и нежно, ласково так погладит своей мягкой рукой по голове и скажет : - Вставай сынок, пора завтракать уже. Но из этого сладкого и блаженного состояния меня вырвал вскрик Сашки Дербенёва который тут рядом в тряпках раскинулся и пару минут назад тихо сопел: - Аааа, караул, не двигайтесь, сейчас катер соскользнёт с обрыва, передавай координаты в Хатангу, вертолёт вызываем, караууул, летииим!!! Но никто не торопился передавать координаты в Хатангу, перевернувшись на другой бок, засопели дальше. А сопели рядом зам по тылу, шаман и я… Как ни удивительно , но утром встав в 7 по местному времени я взял фотоаппаратуру и пошёл поснимать по берегу моря к каменному гурию который сложили первопроходцы три столетия назад, памятному столбу который ставил Семён Челюскин в 1742г когда дошёл до мыса на собачьих упряжках, мемориалу памяти всех исследователей севера, сложивших свою голову во благо России на просторах Арктики . Вернулся я около 10, пришёл в дом к метеорологам, никого не было, все спали, в том числе и научные сотрудники что завершили вахту . Взяв с полки книжку Андрея Бита «Книга путешествий» прилёг на диванчик , открыл и стал читать. Красиво писал он про путешествие в Азию. Потом буквы в книге стали плавно перемешиваться, плыть и убегать, и я куда-то легко шагнув, полетел. Так сладко, как казалось бы давным давно , как в детстве. Вот точно, далеко-далеко, на краю самой северной точки материка Евразия и не подумаешь, что так сладко может спаться в домике метеорологов, проноситься во сне над сопками, тундрой, океаном. Как полярная сова, мягко и бесшумно, легко скользящая над белым безмолвием в ночи… День 4 мая мыс Челюскина. Пока собрались, пока перетащили и перевезли с помощью Диминого бурана, пожитки и посуду из домика метеорологов , увязали и уложили всё, приготовив АСВП по походному , время стукнуло 2 часа дня. Попрощались с Димой, передали ему кое что из продуктов. Стартовали. В иллюминаторе удалялся от нашего взора краешек земли достичь которого могли и могут немногие, далеко немногим сюда нужно вообще , и горстка людей – пограничников и метеорологов, остаётся там, в нашем воспоминании, а не на краю земли. Их тёплый приём, радушие, радость новым людям.
Известный Таймырский гипнотизёр, каждый вечер занимался своими сеансами в илюминаторе. В результате гипноза, члены команды беспрекословно расставались с самыми лакомыми кусочками за ужином.
Вот ещё из рыбацкой темы. Делаем лунку. Главное когда добуришь до воды , успеть выскочить из майны пока сухой. Вода фонтаном вырывается на поверхность.
Непростая и трудоёмкая операция - ремонт скег после порезов о камни
Скегу полностью спускали и демонтировали с катера
Чехлили носовую часть АСВП, нагревали максимально салон и затаскивали туда скегу для ремонта
Порезы и разрывы юбки чинили путём иглы и нитки. Один человек под катером, другой снаружи. Особенно это можно прочувствовать во время холодного ветра и позёмки.
Привет! Спасибо за поздравления Саш. Конечно буду рад видеть на традиционном гусятнике!
АСВП прошли более 4000км. Сейчас точно не помню. Уточню попозже. Ресурс двигателей Камминс пока неясен. Испытания продолжатся. Но во время экспедиции моторы работали исправно на всём протяжении. Средняя частота вращения была 2700-2800 об/мин. максимальная во время манёвров и на подъёмах 3200-3300 об/мин. Опыт получен колосальный. Такой можно получить именно в таких экстремальных условиях. Есть над чем поработать, но всё же АСВП показали себя на отлично. Конструктивных доработок будет не так уж и много. Кое что усилить, перекроить и снова испытать ____________
Рыбы ели много. Ловили только что бы покушать. Готовили её в самых разных видах, но чаще малосолку. Голец попадался от 3х до 7кг. Но были и такие которые не пролезали в лунку 190мм. Снасть проста - толстая леска 1-1,5мм, колебалка или отвесная блесна сантиметров 10-15, крупный тройник. Крючки бывало обламывались и разгибались. Арктический голец рыба сильная. Ну и вкусовые качества конечно не такие как у магазинной выращеной в Норвегии в садках красной рыбы. Это непередать какая вкуснотень.
Пасха. 5 мая. Чем бог послал
Самое сложное в рыбалке было это пробурить лунку в 3х метровом льду Приходилось попотеть.
Вот некоторые частозадаваемые вопросы , ну и ответы на них...
Спрашивают про медведей. Да их там много. Весной они особенно агресивные, особенно те что с медвежатами. Медведи ничего не боятся так как являются единственным крупнейшим хищником, спокойно могут подойти к технике. Некоторые особи совершенно не боятся выстрела из ружья. Нельзя выбрасывать рядом с ночлегом остатки продуктов, мусор. Медведи спокойно чувствуют запах за десятки километров. Очень важно соблюдать технику безопасности. Выходить в тундру или просто заниматься работами у техники необходимо только с оружием.
_______________
Говорят что у нас была поддержка (вертолёты, самолёты, вездеходы). Это мнение ошибочное. Санрейс как нам сообщили на Челюскине , летел несколько дней до мыса. А договариваться с кем-то о том что к нам отправят борт мы не договаривались. У нас была спутниковая связь, по которой мы могли сообщить координаты и констатировать ЧП. А вот что будет дальше... Вездеходы и снегоходы в связи с малой автономностью так же не смогли бы до нас дойти. Поэтому мы уповали только на себя и свой опыт. Погибнуть там можно на счёт раз-два. И все утверждения что с нами была поддержка и в любой момент нас могут эвакуировать это бред. Тем более у нас небыло никаких спонсоров которые бы тем более оплачивали санрейс или эвакуацию вертолётным бортом. Но это была наша инициатива и мы не подпускали ни на секунду никаких негативных мыслей ________________
Что было с топливом? Топливо что пресная вода в пустыне. На подходах к Челюскину в 150км по причине сложных условий мы начали обсыхать. Путь назад был давно отрезан. Вперёд топлива нехватало. Но свершилось нечто необыкновенное - мы увидели в тундре две проржавевшие ёмкости с дизелем. В одной бочке плавала глыба льда, а в другой была жидкость жёлтого цвета. Тест-прибор показал что это дизель. Им и заправились. Судя по состоянию , ёмкости были заброшены в советские времена геологоразведкой. Двигатели Cummins успешно переварили древнюю солярку, благодаря этому мы и дошли до Челюскина и вернулись обратно.
________________
Действительно ли это дикий край? Да, это стопроцентно один из самых труднодоступных мест на планете независимо какая у тебя техника. Во многих местах там буквально не ступала нога человека, а местность была картирована путём аэро-фото съёмки. Там можно жить годами и не увидеть человека. Там можно поставить каменный гурий и он будет стоять там тысячу лет. Таймыр из-за своей суровости и труднодоступности останется таким первозданным ещё не один десяток лет. Мы шли по восточному побережью, на котором небыло ни геологов, ни полярных станций, никого вообще. Белое безмолвие. Не дай бог откажет техника там. Гибель человека станет скорее всего неминуемой.
________________
Много ли ремонтировались? Да. Сначала с роликами беда была. В конечном итоге собрав из двух роликов один, оставив борт 340 в море Лаптевых мы вернулись в Хатангу, куда нам самолётом переслали запчасти из Нижнего Новгорода. В итоге намотали ещё 1000км.
Потом во время жёсткого форсирования полей торошения повредили кницы потопчин. На обоих бортах. Это усилители тех мест к которым крепятся скеги. Усилители буквально вырывало с мясом. Снимали скеги, ставили дублёры, усиливали, снова собирали, накачивали, всё это на холоде и порой в пургу. Особенно экстремальным стало падение в расщелину. Думали что это конец. Но при помощи лебёдок, кувалды, лома , набора инструмента и запчастей всё было починено. Ну и конечно грамотный подбор запчастей и инструмента.
Каким образом выдержали скеги ? Скеги это гибкое ограждение - надувные баллоны и юбка. Скегам и их конструкторам надо отдать должное. Скеги на 340м и 366м были экспериментальные, это ноухау компании, которое запатентовано. Ресурс оказался просто невероятный. Но всё же мы их клеили. Когда проходили каменные осыпи острые как нож нижний ярус прорезало и приходилось всё снимать и клеить, а потом проверять и ставить на место. Было непросто, осложняло то что было холодно. Вобщем скеги в Аэроходе придумали просто суперские. Но что бы сберечь их много приходилось прорубать путь топорами, пилами, кувалдами и ломами, тянуться на лебёдках, двигаться пешком разведывая проход впереди и обрывы.
_______________
Одежда. Одежда была провереной во время прошлых зимних походов и экспедиций, никто сильно не замёрз и не заболел. А спали вообще раздетые, так как на каждом судне работали воздушные вебасто. ______________
Что с картами и навигацией? Этот вопрос стал ключевым. Гармин на Таймыре который у нас был в картплоттере был сравним с ориентированием по "пачке беломора". Дойти мы смогли только благодаря ноутбуку с программой SAS Planet и картами генштаба в нём. Огромная благодарность за это Кропинову Алексею и Савай Анатолию !!! Правда в процессе экстремальной эксплуатации практически в конце нашего пути раскололи дисплей у ноута. Но это издержки. У нас уже был трек и точками помечены опасные участки. По треку шли быстро. Очень выручал радиолокатор. Он заранее предупреждал о появлении про курсу торосов и высоких препятствий, позволяя в море двигаться при нулевой видимости.
_____________
Какие ещё вездеходы могут осуществлять такие переходы? Есть вероятность что на шинах низкого давления, но так же условно и не всегда. Колёсная техника типа ГАЗ, УРАЛ, КАМАЗ может дойти до самой северной оконечности на пределе живучести и только в бесснежную зиму как была в 2013г. Для АСВП же чем больше снега тем лучше. Не пришлось бы нам клеить скеги и так жёстко летать по торосам разбивая набор судна. Тем более для АСВП не существует препятствий в виде воды, тонкого льда и глубины снега. Но - гибкое ограждение и алюминиевый корпус можно ушатать на раз-два. Снегоходы - при грамотной экспедиционной подготовке. Вертолёт это не панацея. При ухудшении погоды которая меняется там мгновенно, вертолёт бессилен. Собачьи упряжки - да, но нужен колоссальный опыт и опять же возможность поддержки. Хотя Семён Челюскин дошёл до мыса именно на собачьих упряжках.
Первая в истории экспедиция к самой северной оконечности материка - мысу Челюскина на Аэро Судах на Воздушной Подушке (АСВП) успешно завершена. Теперь флаг Нижегородской области и клуба Экстрим-НН установлен на самой северной точке Евразии. В ближайшее время начну выкладывать фото и видеоматериал которого накопилось немало. По приезду 8го числа я в ночь укатил в деревню к своим, поэтому ничего не писал. Сейчас выйдут передачи на телевидении, радио, в журналах, ну и конечно я смогу всё это рассказать вам из первых уст. Планируем пригласить всех соклубников на т.н. "гусятник" , посвящённый завершению нашей арктической эпопеи. Удача сопутствовала нам всегда, большая удача. Но кроме неё основополагающим моментом было то , что в команде собрались опытные и здравомыслящие люди, благодаря чему мы смогли совместными усилиями пройти этот очень непростой маршрут и развернуть флаг в точке к которой стремились. Обратная дорога была очень быстрой и спорой, т.к. шли по треку, на котором точками отмечены были опасные места. Техника показала себя на отлично. Я сейчас оглядываясь назад, анализируя, понимаю, что только на аэроходах именно такой подготовки как была у борта 340 и 366 можно покорять северные широты. А главное , что эти уникальные в своём роде машины, выпускаются компанией АЭРОХОД серийно. Буду рад ответить на любые интересующие вас вопросы
После Челюскина мы планировали вернуться Карским морем через Эклипс на Диксон и далее на Дудинку. Но учитывая ещё бОльшую заторошенность западной части припая полуострова, решили что это займёт ещё недели три. Поэтому отказались от этой мысли. ____________
Из дневника...
Белые дни Они не тянуться. Они не идут. Они не летят. Они растворены вокруг. Время не имеет значения. Всегда светло. А когда нет солнца, то вообще всё выглядит на Таймыре сюрреалистично. Идём вперёд, устали –легли спать, проголодались – поели, и снова вперёд, вперёд, вперёд. Линия трека на навигационном приборе, упорно ползёт на север, огибая береговую линию моря, далёкие северные острова, скользя по тундровым рекам и сопкам. Сначала все были новы, хотя и знали друг –друга. Потом началась притирка. Это весьма сложный этап в любой длительной экспедиции. От психологического фактора может быть иной и исход в достижении целей. Рвались нервы, ругались, спорили, терпели, были безразличными. Пока не поняли, что мы неспроста здесь, что каждого из нас умышленно так называемая судьба притянула неведомым магнитом, что других здесь быть не может и не могло быть. И трек не повернул назад, а упорно пополз дальше и дальше на север к мысу Челюскин. Всё осуществимо если есть цель. Если есть сила и дух.
День 2 мая N77°43'02,77" E104°16'10,33"
В 23:05lt (19:05 мск) пройдя через сопочную часть полуострова обрезая мыс Щербина вышли в бухту Восточная и обойдя остров Заря с юго-запада вышли к мысу Челюскин. О чём радировали в координационный наш центр на большую землю. На берегу виднелись полуразрушенные постройки с советских времён, а чуть дальше видны были пара ламп освещения на покосившихся столбах. Выпустили Воя, тот сразу рванул на берег. Перемахнув через высокий наддув, Хивусы подошли ещё ближе и встали под берегом возле размеченной вешками тропы в море. На берегу кто-то зашевелился. – Люди!!! ; закричали мы фигурам на берегу которые приближались . На лёд к Хивусам вышли три человека окружённые огромными медведеподобными собаками , представились: – Здравствуйте, Борис, Дмитрий, Сергей Алексеевич – начальник метеостанции; отрапортовал дяденька с усами. –Отколь будете, зачем пожаловали ? -Экспедиция мы, из Нижнего Новгорода , однако; ответили мы хором. По восточному берегу добирались к вам долго. Поначалу разговор как-то не клеился, дядечка с усами сделал вид, что устали уже от этих экспедиций, и народ тут появляется и проходит как по проспекту. Дима и Борис , в руках которых у одного была ракетница, у другого ружьё, просто рассматривали нас, Хивусы, ничего не спрашивали, отвечали только на наши любопытные распросы. Никак не клеился диалог, был каким-то неуклюжим и ситуация никак не могла войти в русло. -Когда обратно собираетесь ? вдруг спросил Сергей Алексеевич. –Эээ, нуу, как быы… а увас банька есть? -Ну есть банька, правда она у нас по субботам, а сегодня четверг. Пипец думаем, до субботы два дня, а нам бы пораньше как. Командо как-то погруснела. -Ладно, давайте подходите вон в тот дом, нет проводим мы вас сейчас, чай попьёте, а баню завтра утром вкюлчим. На том и порешили. Все сразу повеселели, начали собирать из катеров закуску, спирт, готовиться к чаепитию то есть. Прибежал Вой. Собаки , точнее собакоподобные медведи - к нему. Вой на их фоне , как комнатная собачка на фоне сенбернаров, но держится бойцово и с достоинством. Тем не менее местная компашка хоть и крутит хвостами, но интерес к Вою имеет неподдельный. Пока думаю не съели БТС,сажаю его в катер, пусть лучше через илюминатор с местными ребятами дружит. Вышли на берег. Сразу бросилось в глаза, что всё побережье просто устлано проржавелым металлоломом – бочки из под гсм, техника, цистерны, гнутые металлоконструкции. Пошли к домику обшитому сайдингом или профнастилом. Тропка временами шла не только по снегу, а по высоким деревянным помостам. Как и везде в арктических условиях, постройки имеют не одну дверь, а два шлюза-тамбура. Одна дверь, обмёрзший тамбурок, вторая дверь, тамбурок потеплее, третья дверь и уже тепло, коридор и лестница на второй этаж. Заходим в основное помещение, жилое. Там ещё люди, работники метеостанции, три женщины и бородатый дяденька, - геолог, сразу подумал я. Начали знакомится. Мария, Наталья, Ольга, Андрей. Потом ещё один дяденька пришёл – Валера. Поставили чайник. Мы сели вокруг стола в большой комнате. На стол женщины поставили тарелку с печеньем и варенье. На тумбочке маленький телевизор и спутниковый ресивер. Спутники за горизонтом, поэтому показывает всего два телеканала. Первый центральный и пятый. Народ как я обратил внимание выходил какой-то сонный или заспаный, но потом так и было, развлечений немного, посему – сонное царство. После вахты читают или спят, ну или телек можно посмотреть, как там на большой земле люди друг с другом воюют. Почаёвничав, Печенье мы быстро съели, как и варенье. Хозяйки ещё на стол принесли. Так и познакомились пока за чаем. На этом вернулись к судам своим самоходным, спать. Время давно за полночь.
Она была в той белой пелене… Уступала, раскалывалась, стихала… ревновала, стылым ветром поцеловав… холила, льстила несмело, первым дождём пролилась, а потом с обрыва бросая, с круч своих не держа, отпускала, смеясь и играя , безнадёжно, в последний раз. ...
День 2 мая 2013г. N 77.39.048 E 104.49.976 / 10:27lt Другая реальность Белая пелена и срывающий ветер. Летаргический сон или это пьяный бред. Усталая техника и люди. Обросшие, закоржавленные, мечтающие о бане, любимой женщине, а может городском шуме и родном доме, а может не о городском шуме и доме, а смотрящие вдаль и в даль. Смеясь, бородатые мужики копошатся на вершине со своими машинами и смотрят происходящей реальности в глаза. И кажется им уже, что это не сопки, а вершина мира. Что позади, то уже далеко позади. Оно стало историей, сном, произошедшим не с тобой. В другой реальности, с другим тобой. А тут ты нашёл себе новую цель, и не знаешь как по другому, и одновременно не можешь ответить на вопрос – зачем? Как одержимый, с какой-то сумасшедшинкой в глазах, позабыв офисы, быстрые городские автомобили, мягкую мебель и интернет, горячую воду и суетность, пялишься в белую пустыню через илюминатор . Тут ты провалился в другую реальность. Всё естественное, всё натуральное, всё осязаемое, невероятное от того. Это опьянение севером . Это Таймыр прикоснулся к тебе своей вечностью, легонечко пробуя на прочность, переворачивая осознание того что было с тобой и кто ты есть сейчас. Всё вроде ясно, всё вроде бы понятно, но реальность здесь воспринимается иначе. Внутри этой каменистой и холодной земли на поверхности которой ничего практически нет, внутри этой бесконечности и ветрах, в этом ледяном море и скалах, есть какой-то мощнейший реактор, который заряжает тебя своей энергией и не отпускает одновременно. И все проблемы, к которым ты вернёшься отсюда на большой земле, будут для тебя чем-то уже переосмысленным, решаемым и простым. Если это стало не так, значит тебя не было здесь. Ты был случаен и тебе повезло вернуться. Значит ты больше не окажешься здесь никогда, перекрестись и забудь.
Её зовут Удача ОНА (Удача) . Все эти люди которым надо идти вперёд , присноровились только легко касаться её , не хватать за руку, не громко звать, а подыгрывать , заигрывать с ней, с разной для каждого. Для кого-то дерзкой, красивой, смеющейся. Для кого-то лёгкой, неуловимой, пугливой . Но она рядом, она не может стоять в стороне, потому что и она у них – другая. Не спугни её .
06.05.2013 03:00lt (23:00мск) Мы ошвартовались в Хатанге! Обратная дорога, по определению всегда короче и в два раза быстрее. Обратно шли по уже проложенному треку. Это туда мы хапнули всего на свете, возвращаясь же уже знали что где ждёт. Сегодня 7.05 вылетаем самолётом на Красноярск из Красноярска сразу в Москву, от туда нас заберут машиной. Т.е. дома в Н.Новгороде мы планируем оказаться 8 мая вечером.
Огромное спасибо всем кто переживал за нас и ждал нашего возвращения. Как говориться -Вашими молитвами - мы все вернулись целыми и невредимыми!
Экспедиция прошла на одном дыхании. Для меня это был не месяц и один день, а как одни сутки. На самомо деле это была настоящая авантюра, так как мы подвергали себя и технику порой таким рискам, что сейчас оглядываясь назад удивляешься нашим ангелам хранителям На Челюскине как известно действует погранзастава и самая северная материковая метеостанция. На метеостанции живёт 8 человек. Вахта от полугода до года. Отсняли классный фотовидеоматериал в ходе экспедиции. Видели белых медведей на расстоянии 50метров, никого не съели. Всё покажу вскоре. Хивусы поставили на место их базирования в Хатанге. Их ждёт полное ТО , а 366 ещё и непростой ремонт корпуса после нашего падения в расщелину. Но в целом эти замечательные суда отработали всё на отлично. Далее Хивусам 340 и 366 которые вошли в историю как первые АСВП побывавшие на самой северной оконечности материка, ждут ресурсные испытания и отработка новых технических решений завода "АЭРОХОД" в Арктических условиях. Войчик тоже в полном порядке. Скоро он попадёт в свой родной вольер в Нижнем из просторов Таймыра. Он ещё не знает, что из холодов и зимы с трапа самолёта попадёт в лето. Отъелся тут на оленине и красной рыбе, шёрстка плотненькая, тёплая. Приедет домой будет наверное линять, приспосабливаясь к нашей тёплой полосе. _____________________
Немного выдержек из дневника экспедиции ( не путать с судовым журналом )
День 1 мая 2013г 3:15 по местному времени Мир-Труд-Май
Идём по реке Гольцовая . Река то петляет по тундре, то бежит закованная каменным каньоном, то снова становиться шире , с каменистым галечником по берегам. В координатах N 76.42.277 E 104.29.003 обнаружили две 25 кубовые ёмкости с дизтопливом. Как вариант в случае чего заправиться здесь. Качество топлива неизвестно, прибор только подтвердил что это дизельное. Ёмкости видимо были завезены геологами для проведения каких-то изысканий или добычи. Но когда это было, так же неизвестно. Может пять лет назад, а может и двадцать пять. С каждой минутой мы ближе к своей цели, но не пропадает ощущение того, что нужно быть всегда на чеку. Это самые коварные мили, когда остаётся всего ничего. Проходя координаты N 76.52.596 E 104.30.316 увидели на берегу реки буровую станцию. Очевидно брошенную или законсервированную. Возможно с советских времён. Стоит две буровых вышки, контейнеры, цистерны. Прошли буровую ходом не останавливаясь.
11:10 lt Вышли из Гольцовой в залив и практически сразу нырнули в устьевой участок реки Клязьма. Поначалу не так просто было найти её русло. Оно петляло на генштабовской карте, а в реальности вообще было трудноопределимым. Но когда оно обнаружилось, стало понятно, что река будет спускаться среди каньонов и скальных распадков. Я взял рацию и пошёл вперёд штурманом 340го которым управлял Дербенёв Сергей Германович. Чуть позади ждал результата ребята на 366м. Впереди всё сливалось воедино. Даже двигаться пешком было непредсказуемо, хоть с палкой вперёд иди. В узкостях образовывались снежные надувы, Хивусам приходилось взлетать на них, потом какое-то время идти по относительно ровному участку за штурманом с рацией, и снова взлетать через передув. Всё время река петляла и шла вверх. В одной из узкостей на повороте мы дошли до непреодолимого до нас препятствия. Крутого подъёма и крутого спуска с доворотом в центре которого снегом были укрыты несколько гигантских валунов. Потом река резко меняла направление обнажая на повороте высокие , острые как нож скалистые выступы, а с другой стороны круто прижимал наддув снега высотой около пяти метров. Таким образом, даже если бы мы спустились туда на лебёдках, мы бы могли отрезать себе путь к возвращению при неправильном выборе направления по водоразделам. К тому же карта показывала , что река бежала зажатой среди высот и каньонов, что то же не сулило ничего хорошего. В итоге приняли решение повернуть обратно к морю. Но вот проблема – топливо. Его с каждой попыткой отыскать проход становилось всё меньше. Недалеко от того места где мы ловили рыбу, были замечены несколько балков и цистерна. Вот туда и решили заглянуть на наличие топлива. Вернулись. Видимо когда-то здесь стояла геологоразведовательная партия. В цистерне оказалось дизельное топливо, наверное ещё с советских времён. Произвели бункеровку. Жёлтенькое такое, пахнет соляркой, всё по признакам ок. Проверили на горючесть – горит, значит поедет. Сразу на этом топливе пошёл 366й. Что это за солярка и как её будет переваривать Камминс с комонрэйл, увидим в процессе движения. Напрямую до Челюскина всего 53км, а морем 98. Мы идём под прикрытием от торосов группой островов Вилькицкого, далее нас прикроют острова Комсомольской правды. Это 48км, а далее 50 километров открытым морем, которое неизвестно каким будет. 18:27lt N 77.21.773 E 106.19.751 Проходим пролив Свободный, по левому борту знаменитый мыс Харитона Лаптева. Чуть дальше западнее, мыс Амундсена и тур выложенный им. Подошли к берегу, сфотографировались на фоне тура. Пробиваемся дальше вдоль побережья. Торосы всё время пытаются прижать и выдавить нас на берег. Снова плохая видимость до 50-200метров. Идём по приборам. В нашем подспорье, хорошая навигация и радар. На радаре видно когда начинается полоса торошения и мы успеваем остановиться. 21:25lt N 77.39.048 E 104.49.976 До мыса Челюскин всего 15 километров. Подойдя к мысу Щербина, встали пред стеной торосов. Ищем проход. А берега тоже встали неприступной высотой. Упёртые донельзя люди, нашли в них проход, поднялись на своих машинах наверх, море легло внизу как на ладоне, обрывы оскалились каменными зубами, сопки ощетинились редким камешником и травой, а они шли выше и выше. Раскручивая двигателя, ревя моторами, разрывая тишину рокотом винтов, посылая навстречу ветру свою волну, волну сильных, уверенных, стойких, редких и дерзких…
Вссем привет! Пару дней из дневника экспедиции ТАЙМЫР 2013 __________________________
День 29 апреля Шторм и полярная станция Андрея на северо-восточном побережье моря Лаптевых. В поисках относительно чистой и безопасной поверхности для движения, снова из тундровых рек вышли в море Лаптевых в районе островов Петра через реку Вездеходная. Пока шли прикрытой островами частью припая, лёд был ровным. Как только гряды низких островов и приливно-отливной зоны закончились, стали встречаться торосы. И чем дальше мы уходили в море, тем они становились непроходимее. В итоге снова были вынуждены повернуть назад и пройти вплотную к берегу. Ближе к обеду, поднялся сильный штормовой ветер. Идти против него стало очень сложно, асвп теряло ход, ветер всё дальше пытался выносить нас в море кидая о торосы. С большим трудом подобрались к берегу и дойдя до заброшенной полярной станции Андрея решили переждать. Станция состояла из двух больших строений и перехода между ними, и небольших хоз построек, генераторная с дизелем . Рядом располагались бочки из под топлива по 10 и 25м3 стоящих на сваях. В них мы обнаружили остатки дизтоплива. Прибор показал что это арктическая солярка. На участке поблизости стояли приборы для наблюдения за погодой и её явлениями. Из крыши строения поднималось множество антенн. В основной массе стёкла в постройках были выбиты и всюду, даже внутри были медвежьи следы. Они часто облюбовывают такие объекты, а порой могут даже в них жить. Сначала перед подходом к полярке мы выпускали лайку Воя, собака обследовала окрестности, строения и показывала нам что всё чисто, тогда мы всё же вооружившись многозарядным карабином подходили. Встречи с медведем , самым крупным хищником севера не хотел никто. Но так как он ничего не боится, то может смело подойти к нам сам , гостям его владений и тогда исход этой встречи непредсказуем. Тем не менее я с собакой взяв карабин пошёл осмотреть станцию. В непосредственной близости стоял забитый снегом гусеничный трактор ДТ75, пофотографировав его пошёл к станции. Некоторые комнаты сохранили стёкла, в них не нанесло столько снега как в тех, где стёкла и окна были высажены медведями. Сохранилась радиорубка в которой стояли передатчики, приёмники и блоки питания радиоаппаратуры, журналы ведения сводок и наблюдения. В соседней комнате располагалась библиотека, правда стеллажи сильно занесло снегом, там же стоял велотренажёр. Кухня и кладовая, на которой медведи изрядно пошерстили, перевернули столы, сломали шкафы и полки. Жилие комнаты в которых стояли кровати, тумбочки, какие-то личные вещи. Основная часть комнат заметена снегом. Прачечная, там же и помещение типа сауны на двух-трёх человек, старая стиральная машина «Волна», пемолюкс на полке, потрескавшееся зеркало на стене. Отопление было водяное. Выполнена разводка и батареи по всему дому, тут же в пристройке котельная. Очевидно, что станция была рассчитана на проживание порядка 5-6 человек. Судя по последним записям в журналах, была покинута людьми в 1998г. А вокруг белое безмолвие, бесконечная тундра и торошёное море, царство мерзлоты и отчуждения, суровый край белых медведей.
День 30 апреля 2013 г. На ночёвку встали в море, застигнутыми метелью. Зачехлили ДРК и решили переждать. Несмотря на круглосуточный практически день, невидно было не зги. Но прошло всего три часа, как погода кардинально изменилась. Стих ветер, прекратился снег, видимость улучшилась и мы увидили горный массив который тянулся по береговой линии в 20км от нас. Приняли решение не мешкая воспользоваться окном в погоде и отправиться дальше. Но поля торошения снова остановили нас и мы были вынуждены уходить в реки и двигаться по ним переходя водоразделы по тундрам. В море торосы, а казалось бы чего опасного в бескрайней заснеженной тундре? В тундре изрезанный рельеф множеством ручъёв, рек и озёр. Их сотни. Малые и побольше. Берега то пологие, то обрывистые, кругом белизна, всё сливается в молоко и где тот коварный край и обрыв не знает никто. Но по тундровым рекам очень заманчиво двигаться. Так как это единственная возможность обойти торосы. Места дикие и безлюдные. Здесь есть уголки, где не ступала нога человека – геолога или путешественника. Здесь уповать нужно только на удачу, опыт и самого себя. Идя по рекам с названиями – Геологов, Медвежья, Вездеходная, Гольцовая, Опасная, Неизвестная, Топографов, Северная, рельеф особо не меняется. Лишь приближаясь к самым северным горам Таймыра – Бырранга, полустров поражает своим величием и могуществом. Каньоны среди скальных распадков, снежных наносов , каменные гряды и осыпи и слепящая белизна горит в лучах солнца и ветер, срывающийся с неистовой силой с гор и летящий по долинам рек, сопкам, тундре. Зайдя на речку Гольцовая , перепрыгнув по высотам через водораздел, мы попались в одну из ловушек в тундре среди сопок. Сильный порывистый ветер, жёсткий и обжигающий, боролся с аэроходами, движимыми тем же быстрым потоком воздуха от винтов, с трудом мы карабкались по берегам реки и склонам сопок. На одном из подъёмов на переломе рельефа катер 366 перевалив через него, стремительно пошёл вниз и вбок. Сделать уже было ничего нельзя. Резкий удар об скалу в правый борт и остановка. Треснутое стекло, рваные раны на обшивке корпуса, заклинивший маршевый винт , переломанные лопасти и искорёженная кольцевая насадка ДРК. Скеги целы. Двигатель исправен. Члены экипажа , в т.ч. Вой который штатно приписан к борту 366 в порядке. Начали операцию спасения. Размотали лебёдки и удлинители, начали раскапывать от снега другой борт что бы скомпенсировать сильный крен. Глубина снега в этом месте очевидно была несколько метров. Потихоньку двумя лебёдками вытащили 366й из расщелины. Много повреждений, но не так всё страшно как кажется. Начали рихтовку, вытяжку металла лебёдкой, замену лопастей винта. Рваные детали залатали. А для растяжки кольцевой насадки вообще использовали поперечину спального места из салона. Механик Меркурьев Артём уже приступил к балансировке валов привода винта. До самой северной оконечности материка всего 190км. Это не расстояние для нас глядя на то, что мы уже прошли. Мы дойдём до Челюскина, потому что связаны одной целью, и всё это – непогода, торосы, ветер и снег, поломки и трудности на пути, только подливает масло в огонь. Мы будем на Челюскине . N 76.30.158 E 105.09.450
22:07 по местному времени Непонятно что сейчас день или ночь, так как всё время светло. Смотришь на часы и не понимаешь какое время суток. Дует юго-восток, да с такой силой, что АСВП сложно и опасно управлять. Ветер срывает позёмку и тянет её вдоль поверхности земли ,сливая всё в один белый цвет. Невидно переломов рельефа и из-за этого возникает опасность снова угодить в распадок или яму и разбить Хивус. В обед, покушав наваристой ухи из кумжи и гольца, разошлись по катерам и легли спать, выжидая погоду. На западе стали показываться разрывы и закатное небо в них, но весь восток север и юг, как и небо над нами затянуто серой пеленой. Больше так рисковать не хочет никто, поэтому время идёт , но мы продолжаем ждать. Обратная дорога по треку будет проще. Сейчас же у нас есть конечная точка, но идём мы в неизвестность, осторожно ступая вперёд стараясь проверять каждый шаг. Много уходит топлива на поиск верного направления, приходиться часто возвращаться особенно в море. Сначала визуально ищем полосу чистого более-менее льда, а затем идём по ней, и когда торосы останавливают нас, ищем переход на другую полосу. Но бывает и так, что пройдя 15-20 километров, чистая полоса захлопывается торосами и тогда, скрипя зубами, приходится возвращаться обратно и снова жечь топливо. Это цена разведки. Быть в авангарде всегда непросто. Пару дней назад, когда Вой убежал на берег по следу оленей или ещё кого и его долго не было, мы встали среди торосов ожидая собаку. Я взял карабин , рацию и отправился на поиски собаки. Берег был обрывист и высок. На кромке обнаружил ещё не заметённые следы медведя, но уже не свежие. Вскарапкавшись по распадку наверх, передо мной легла бескрайняя тундра с не большими проплешинами на которых виднелся мелкий камень покрытый мхом, а внизу насколько хватало глаз раскинулось море в торосах. Но в километрах 2-3х от того места где стояли АСВП я заметил широкую полосу чистого тёмного льда тянущуюся до горизонта в нужном нам направлении. Тёмного, вероятно от того ,что ветер сдувал с него снег и он был чуть ли не глянцевым. Через час, улышав лай я нашёл собаку. Она загнав в тесный распадок с высокими кромками наддувов и камней , облаивала загнанного туда овцебыка не давая ему шевельнуться. Похвалив разгорячившегося в азарте Воя, кое как увёл его, привязав верёвкой найденной в кармане. Отошли мы недалеко в тот день на Хивусах, снова встав в торосах. Наутро, встав пока ещё все спали, взяв оружие и рацию, отправился на поиски той заветной полосы чистого льда. Чем дальше я шёл, тем выше были торосы. В конечном итоге отойдя от места стоянки на 3 километра я уже не мог обойти нагромождения льда , а перелезал по ним словно по плитам. Забравшись на самый высокую ледяную скалу , взору представилась неутешительная картина. Насколько хватало глаз , виднелись баррикады нагромождённого льда. Чистая полоса , которую я увидел с высокого берега, оказалась оптической иллюзией, которая нередко встречается на севере. Пришлось возвращаться обратно и докладывать об этом известии экипажу. Ещё оптические искажения мы наблюдали, минуя водоразделы и двигаясь к бухте Марии Прончищевой. Идя пешком разведуя траекторию движения для асвп , мы обратили внимание, что над поверхностью земли легла полоска такой линзы, которая увеличивает объекты удалённые от нас. Смотришь на Хивус стоящий в двухстах метрах от нас и вот он через линзу уже в 100 метрах, так же как и горы и полоска каменных гряд между сопками и люди что стоят возле катеров. Сильный ветер 20-25м/с тянет позёмку. Ждём погоду. Двигаться в таких условиях слишком опасно и неэффективно по топливу. Скорость мала, а двигатель приходиться крутить на полную. Вой спрятался от ветра с кормы катера за рулями управления и пилоном, разместившись на сетке кольца нагнетателя. Свернулся клубочком, словно по нему сетку и сшили. Но иногда что бы размяться и если нет оленей, песцов и овцебыков и не за кем побегать, то просто носиться по сопкам. То против ветра подняв нос, то по ветру разгоняясь на склонах так, что едва успевает переставлять ноги. По спутнику с большой земли пишут, что наступила весна, на берёзках распустились первые нежные зелёные листочки. Всё нарядилось в долгожданный весенний наряд. Что деревья, что девушки. А у нас пока весна это то, что ветер чаще дует южных, восточных и западных направлений, но всё же бьёт порой хлёстко и далеко не по весеннему. N 76.30.158 E 105.09.450
_____________
Мы все скучаем по своим родным и любимым, и то что вы ждёте нас, переживаете за нас, поддерживаете, добавляет нам массу сил. Первый в истории переход на АСВП к самой северной оконечности материка Евразия к мысу Челюскин будет осуществлён. Вы снами!!!
Про северных людей. На пути нашем встречались только интересные, порядочные, добрые и отзывчивые люди. Каждый чем-то пытался помочь, интересовался нашим походом, содействовал. Это здорово, что русский север так надёжен и крепок.
Оленеводы. Нам повезло оказаться на празднике оленеводов в посёлке Новорыбное на реке Хатанга. Очень яркое мероприятие. Демонстрация местных традиций, национальной одежды, обычаев и кухни. В самом начале мероприятия нас пригласила в свой балок добрая хозяйка - Анна Ануфриевна и долго подчивала самыми разными деликатесами, божественный обед. Рыба и мясо в во всех видах, да так приготовлено... В спортивной части праздника, принимали участие как мужчины так и женщины. Организаторы приготовили хорошие призы как для тех так и для других. Два снегохода "БУРАН". В поощрительных призах была бытовая электроника. Из конкурсной программы всё было интересным, а самым ярким это конечно гонки на оленьих упряжках. Непростое дело. Это вам не на квадриках и снегоходах кататься. Все были одеты в национальные костюмы, парки, унты, у многих украшена одежда долганским бисером. Очень красиво. Народ весёлый. Нас то же втягивали в праздник. Ну то есть не просто отведать традиционную кухню я имею в виду, а например побросать аркан. Кстати вещь полезная аркан. Жену или подругу строптивую заарканить можно коли чего. Олень это первый кормилец, потом идёт рыба. Подробнее про оленеводов можно почитать в отчёте нашей давней уже экспедиции "ОЛЕННЫЕ ЛЮДИ" ( наберите в поиске )
Вою тоже понравилось на празднике. Правда он чуть не перехватил там по полной. Начал "работать" по оленям которых привели на праздник. Облаивать, кружить было и кусать их. Пока добрые оленеводы не застрелили собаку, пришлось срочно привязывать Воя к катеру
Ещё приезжало пару долган с ездовыми собаками. Собаки крупные, сильные, лапы что у медведя, лохматые собаки. Спать могут на снегу в любую температуру и пургу. Правда и пожрать тоже им надо нормально.
Снегоходы. На снегоходах ездят поголовно все. Едва научился ходить - научись ездить на снегоходе и стрелять из ружья, работать ножом разделывая оленя за 15-20минут. На снегоходах ездят и девчушки и пацаны по 8 -10 лет и бабушки. Абсолютно все. Снегоходов много. Самые популярные это "Буран", "Тайга", "Yamaha Viking", но много и разных других.
Вездеходы. Это вторая часть транспорта после снегоходов и оленей. Гусеничные вездеходы и машины на шинах низкого давления. Много встречается самодельных. Вся техника естественно дизельная. Из колёсных грузовиков это трудяги УРАЛы и трёх и четырёх осные полноприводные КАМАЗы. Встречаются санные поезда - это контейнеры и вагончики которые стоят на санях и которые тянут гусеничные трактора по рекам и тундрам. Как правило это нефтяники и геологоразведовательные экспедиции.
Ну в общем как всегда, впечатлений много, позитива много, всё хорошо. ______________
Пишите нам при желании через специальную форму сообщений на сайте клуба. Все сообщения мы получаем и читаем. Некоторые зачитываем в эфире радио Таймыр. (связь между судами, шуточно называем "радио Таймыр" )