Вечером, когда в краю белых медведей, песцов и росомах, полярных куропаток и длинноухих зайцев, два экипажа путешествующих на аэросудах сладко засыпают, на вахту по охране заступает она- Большая Таймырская Собака (БТС) Вой Не просто всю ночь на стоянке, гоняться за зверями по тундре или среди ледовых торосов драть наглых песцов, ловить быстрых куропаток и распутывать оленьи следы, но вот совсем не удаётся пока Большой Таймырской Собаке, совладать с хитрой россомахой. Приходит она и ловко раскидывает безжалостно терзая мусорные мешки оставленные опрометчиво на палубе катера, грызёт пластиковые бутылки и носиться за ними по снегу запутывая следы, ступая так, словно это бегала БТС по плотному снегу и надувам. Никто не видывал самой россомахи что преследует она наши суда, но все знают - она есть. Вой подрос. Любит очень оленину как и хозяин, из рыбы предпочитает муксуна и жареную кумжу. Но иногда согласен просто на мороженую рыбу. Надо так надо. Правда после рыбы, ему лучше дать сначала побегать, а не сажать сразу от трапезы в катер. Иначе команда нуждается в противогазах и звучит команда - открыть все задрайки! Но в этом виновата рыба. И что бы вы думали? С этим все мирятся, потому что не подавая вида, побаиваются Воя, ведь это как ни крути -Большая Таймырская Собака, а без неё здесь ну просто никак, как без рук я бы сказал.
Через сообщения по спутнику нас спрашивают, не голодаем ли мы. Как жаль что пока не удаётся отправить вам фото с нашей кухни. Зам по тылу Быков Алексей кормит команды на 5+ Утром - это традиционно кашка овсяная и чаёк с бутербродами. Плотненько так. Днём это оленина и рыба. Гарнир - рис, картофель в мундире, и просто бомба когда жареная картошечка с поджарками. На ночёвку стараемся вставать на озёрах где водиться голец и кумжа. Рыбы много. Самое сложное - сделать лунку. Лёд под три метра. Сначала долбим этакую воронку-майну глубиной по пояс, потом начинаем бурить буром высотой 2,5метра. И на самом конце бурения доходим до воды. Вода мощным фонтаном вырывается из новой скважины. Главное успеть выскочить. Глубина значения не имеет, как по сути и снасти. На глубинах 1-2 метра может клюнуть рыба любого размера. От 500гр и до 5-12кг. Как правило это кумжа и голец. Его в озёрах очень много. На каждом озере свой подвид и определённый размер рыбы. Даже в крошечном озерке можно менее чем за час наловиь мешок рыбы, например той же кумжи размером по 2кг. Опускаешь блесну, находишь дно, делаешь взмах...пауза...удар - вытаскиваешь на лёд красивую рыбину. Рыбу едим с удовольствием во всех видах. Малосолку свежепойманную, жареные стейки из красной рыбы, уху из хвостов и голов, сагудай, строганину. Оленину -варим суп, жарим, делаем плов, в котором риса меньше чем мяса в несколько раз, ну и конечно бесподобная строганина. А если повезёт то сырая оленья печень - кладезь энергии и витаминов. Вечером за ужином снова хочешь не хочешь - мясо, рыба, чай и... 150 грамулек, что б сны приятные снились. Вот такая диета. Дальше кто в карты, кто книжки читает, кто в тряпки и спать. Вечер сопровождает классическая музыка или аудиокниги, разговоры про рыбалку, охоту, технику, путешествия, события, просто байки. Нет про женщин не говоримэто вредно в нашем положении и неудобно. Токо светские беседы.
Ещё всех напугала как я понял весть что у нас закончилась пресная вода и мы топим снег. На самом деле здесь прохладно. Вода которой мы наполняли ёмкости будучи на озёрах быстро замерзает и хранить её в жидком виде можно только в салоне катера, а много тут не насуёшь, и так как цигане. Ну а в море вообще даже лёд солоноватый, поэтому приходиться топить свежий снег и это нормально.
Очень много сделал красивых фото и видео, но по такому трафику передать их для показа вам не могу к сожалению. Таймыр это магнит, который завораживает своей красотой, заполняет тебя своей энергией, поглощает, открывает новое когда казалось бы тебе сложно что-то увидеть, но чувства которые наполняют тебя когда ты видишь эти суровые просторы, это величие - непередаваемы. Но он и по сей день и всегда останется труднодоступен и самобытен, вечен и прекрасен в своём каком-то холодном одиночестве и постоянстве.
24.04 Радио Таймыр вещает в эфире с одного из самых суровых, красивых, труднодоступных и невероятно притягательных мест на планете! У нас всё в порядке, все здоровы, и , несмотря ни на что никто не теряет боевого настроя и весёлого расположения духа. Да , не всё так просто. Двигаться сложно, много торосов, в тундре встречаются внезапные разломы и овраги, нужно смотреть в оба что бы в мгновение не "ушатать" технику. Был ремонт корпуса- усиление книц потопчин, это такие штуки, которые входят в элемент набора корпуса в тех местах где крепятся надувные скеги. Поставили дублёры. Нагрузки высоки. Каждое АСВП несёт на борту около 1500кг груза, двигаясь по застругам ,переваливаться и как на трамплине прыгать с торосов напряжно. Сегодня штопали гибкое ограждение на 366м, переднюю "чешую" - защитную часть которая себя очень оправдывает в этих жёстких условиях. Ну и весь мозг нам вынесли "паразитные" ролики на двигателе которые устанавливали взамен насоса ГУР. Мучались с ними всю дорогу. Вал выходил из корпуса, слетал ремень, придумывали всякие ухищрения и шли дальше. Но в море лаптевых пробираясь в торосах в районе мыса Сибирский на 340м совсем развалился весь узел. Двигатель встал. На 366м та же проблема, в итоге мы просверлив вал, поставили шпонку, но и она прослужила недолго. Во время разведки обхода поля торосов по тундре вогруг мыса Сибирский , встали и мы. Снова поставили шпонку использовав обычную заклёпку и сумели вернуться к 340му который стоял возле побережья. Приняли решение рискнуть двигаться на 366 обратно в Хатангу, заказав самолётную доставку запчастей из Н.Новгорода. 340й с экипажем остался на той же точке в море. Несмотря на то, что намотаем лишнюю 1000км возвращаемся. За 60км от Хатанги, такой уже близкой, проходя высокие снежные заструги (намёты) дали высокие обороты двигателю и снова услышали нехороший скрип ролика и ремня. Стянулись с перемёта и продолжили движение. Шум усиливался. 15 часов шли к Хатанге, молясь что ролик дотянет. И свершилось чудо. В 4 утра мы зашли в Хатангу, с реки влетели на берег, прямо на базу где предстоял ремонт и в это мгновение, как только снизили обороты двигателя, отключили трансмиссию и ролик развалился Но мы были на месте! Все валились с ног от усталости и напряжения. Скорее спать хоть чуть-чуть. В 15:00 по местному времени, мы уже провели ТО и подлатали гибкое ограждение, прилетел самолёт и мы получили долгожданные железки. Сразу приступили к сборке и ремонту. Поменяли всё за 20 минут. Поставили взамен ролику штатный насос ГУР, закольцевав гидросистему. Запустили. Всё работает. Утром стартуем к 340му и снова вперёд, к Челюскину! Уже не терпиться идти и снова открывать новое.
Разница во времени +4 часа к московскому. Шли через Усть-Авам. Трек не сброшу, т.к. фотки токо грузил три часа, какой тут нахрен трек. Трек пишется картплоттером Garmin, потом выложу.
19.04 в 5 утра подъём, в 5.30 завтрак,6.00 старт в Новорыбное и далее в море Лаптевых. От Норильска до Хатанги намотали 980км. В среднем расход топлива составил 0,5л/км. Но вот в торосах на речках и по лесотундре при перегазовках, резких наборов оборотов, было и 1л/км. Пилоты управляли судами мастерски, просто ювелирно. Это Саша Дербенёв и Дербенёв Сергей Германович.
В кабаки сходить не успели. Много работы. Все устают здорово. А когда освобождались, валились спать. Особенно достаётся механикам Дербенёву Александру и Меркурьеву Артёму. Спать приходиться по 5-6 часов в сутки. Осмотр показал что Хивусы пришли к Хатанге в нормальном состоянии. Скеги и гибкое ограждение (ГО) в целом, выдержало первый этап очень достойно. Кстати ГО на 340м и 366м здесь экспериментальное, повышенной ресурсности , дополнительно усиленная оболочка. Тяжелее обычных, но зато оно прощает ошибки пилотирования. Посмотрим как оно выдержит море, торосы. В пути на 366м была одна поломка, точнее проявилась старая болячка - разрушение сервисного ремня на двигателе по причине смещения вала паразитного ролика. Вал загнали обратно, накернили место стопорного кольца которое не нашли, поменяли ремень, два часа кропотливой работы на морозе и всех делов. Я так полагаю конструкторам нужно держать кулачки, что бы этот узел больше не капризничал, иначе им придётся в качестве профилактики за свой счёт на вертолёте прилететь на Таймыр для проверки соосности шкивов. А тут у нас мороз, медведи, а люди они городские, теплолюбивые Вобщем из Красноярска самолётом нам уже прислали ещё два запасных ремня на каминс. Надеемся и верим что всё будет ок. 18.04 23:30lt Выполнено ТО обоим асвп, всё прошприцовано, проверена балансировка валов, шнуровка, двигательно распределительная конструкция, двигатели. Всё это заняло 15 часовой рабочий день. Сейчас у нас первый час ночи, за окном не гаснет алая заря, светло, но основная часть команды уже приняв душ быстро зарылась в тряпки. На улице уже -18С, обещают до -30С
Поужинали сёдня супом из оленины и жареным муксуном. Ребята, это бесподобно. Выпили с устатку по 100 грамулек Извиняюсь конечно...
До Новорыбного 160км по Хатанге вниз. Там делаем репортаж с праздника оленеводов, потом пополняем запасы продуктов ловлей гольца и кумжи на озёрах и двигаем в море.
Настрой у всех боевой, только вперёд, до Челюскина 1200км. 1200км которыми никто на этих машинах не хаживал зимой, настоящее испытание для техники, особенно для новых дизелей Cummins. Пойдём с полной загрузкой в максимальном дедвейте.
Маламутов и пару хаски видели в посёлке, в упряжках. Удивились. Говорят это Васильева. Ездит мало, редко, пропадает это всё здесь. И с оленями управляться уже мало кто из местных умеет... Жаль конечно. Надеемся увидеть всё это на празднике в Новорыбном.
Всем привет с великого Таймыра! Русские не сдаются!!!
К сожалению из-за слабого интернета в Хатанге, мне неудаётся закачать классные видеролики снятые камерой GoPro3. Покажу по возвращению. Утром 19.04 стартуем в Новорыбное и потом к Челюскину. АСВП подготовлены к переходу. На борту каждого 740л дизтоплива. Следующая дозаправка через 450км на бывшей геологоразведовательноая экспедиция. Есть информация, что сейчас там сохранилась кладка дизеля в бочках. У нас есть прибор для определения качества топлива и присадки для увеличения смазывающих свойств солярки. Т.к. она может там оказаться не просто арктической а вообще ТС (топливо самолётное) которое шло для вертолётов. Для дизелей Cummins с системой комонрейл это пипец. Поэтому будем добавлять присадку, а возможно и масло в топливо. В координатах N 71.31.50 E 113.32.59 мы отметили на карте так называемую точку невозврата, преодолев которую мы уже не сможем вернуться назад , а сможем идти только до Челюскина. Будем сообщать новости через спутник.
Муксун рыба севера. Жирная, тает на языке. Берём мороженого муксуна, снимаем шкурку вместе с чешуёй, берём острый нож и поставив рыбу головой на дощечку, начинаем строгать мясо. Складываем в тарелку. Много ненадо резать иначе не успеете съесть - растает. Мясо макаете в смесь чёрного перца с солью (макало) , запиваете водкой, кряхтите от наслаждения и причмокиваете.
Замачиваем в прохладной воде пачку риса на 1 час. Берём глубокую кастрюлю литров на 5-6, наливаем в неё немного растительного масла, ставим на огонь, режем небольшими кусочками оленину поперёк волокон, укладываем мясом 3/4 кастрюли, режем 3-4 луковицы, укладываем сверху мяса. Обжариваем это 15-20минут. Подсаливаем. Потом засыпаем сверху рис, солим. Накрываем крышкой и убавив огонь, томим минут 30-40. Подаём под водочку.
Пухлый глубокий снег. Останавливаться нельзя, иначе выдует лёгкий снег из-под подушки и она повиснет на скегах потеряв ход.
Лесотундра. Легко поймать пенёк, столкнуться с деревом и повредить скеги. Иногда приходилось штурману вставая грудью отталкивать СВП от препятствий.
Пурга. Почти нулевая видимость. Выручал радиолокатор. Но всё равно двигаться в такую погоду очень опасно.
Снежные барханы и ломаный лёд
Природа Таймыра
Лёд местами очень прозрачный несмотря на два метра толщиной. Видно камни на дне и рыбу. Причём глубина может составлять несколько метров.
Деревья и кустарники растут очень медленно под суровыми и холодными ветрами. Зима долгая, морозы трескучие, красота которая никого не оставляет равнодушным.
Снег как правило такой, что по нему ходишь как по асфальту, не проваливаясь
Кресты
Ночёвка. Луна. Мороз. Красота.
"Бог хочет чтобы все люди спаслись" Баптисты путешествуя по крайнему северу на трэколах, пропагандируют религию.
Одинокий балок на берегу реки Абам и ледник для хранения мяса и рыбы круглый год. Вечная мерзлота однако.
Посёлок Волочанка на реке Хета
Основной промысел это добыча оленей и ловля рыбы
Объявление в магазине
Улица
Счастливые дети Волочанки
Два чумазика
Транспорт севера - трэколы и хивусы
О Больших Таймырских Собаках
Нашёл олений рог на берегу
Хозяин Воя с рогом оленя который нашёл Вой
Когда вокруг море снега и яркого солнца, необходимы защитные очки
В пургу
Друган Воя в посёлке Волочанка
Суровые северные ребята
Экслюзив от шеф-повара - Быкова Алексея Тортик по Таймырски. Время приготовления - 5 часов. Время поедания - 15 минут.
Приготовьте слюнявчики. Ужин на борту 340го. В меню - картофель в мундире, копчёный омуль, нельма и корюшка, по 150 , чай с лимоном
На спутниковый присылают привет нашему младшему члену команды - Вою. Передаём. Вой переносит путешествие нормально, на длительных переходах смотрит в окно или спит. Кусать никого не кусает, со всеми практически дружит. Но во время остановок в посёлках были замечены за ним нарушения дисциплины. Провокации по отношению своих собратьев на тему - сначала подружиться, а в конце подраться. С одним барбосом подрались до крови у того и другого, а сначала всё мирно начиналось. Приходиться привязывать На стоянках вне населённых пунктов, Большая Таймырская наслаждается свободой, носиться по окрестностям, сопкам, тундре, гоняет куропаток, зайцев. Выкопал тут остатки разделки оленей охотниками, они часто встречаются, носился весь вечер с оленей ногой, потом куском шкуры и в итоге уснул на ней. Спит на улице естественно, как и полагается Большим Таймырским. Но иногда вечером подолгу смотрит сидя на палубе в окно, как мы ужинаем или пъём чай, собираясь все вместе в одном из катеров. Раздолье ему тут, свобода. Весь стал беленький, красивый. Но только не сегодня. Сегодня он похож на шахтёра, так как спал на снегу который был с угольной крошкой. Но ему честно говоря пофик, он же Большой Таймырский.
Расположились в гостинице полярной геологоразведовательной экспедиции. Нас очень приветлево и тепло встретили, сразу снабдили олениной, нельмой, муксуном. Готовим и едим мясо и рыбу во всех видах. Жарим, делаем малосолку, строганину... шикуем вобщем Переживаем что поправимся , а не похудеем. Жаль что нельзя вам телепортировать эту вкуснятинку сейчас на стол. 17.04 был долгожданный банный день, постирушка, знакомство с посёлком. А сегодня 18.04 проводиться тех обслуживание техники, осмотр всего оборудования, бункеровка топливом , пополнение запаса продуктов для перехода к мысу Челюскина. Самый волнительный и экстремальный переход для всех, потому что - неизвестность. Но это ещё не всё. 19-го утром мы идём в посёлок Новорыбное который находиться в Хатангском заливе. Там состоится праздник оленеводов. Хотим отснять репортаж и посмотреть как это всё бывает.
От Новорыбного заглянем на озёра, половить кумжу и гольца . Оттянуться по рыбалке, ну и конечно пополнить содержание фосфора в организме это очень важно как вы понимаете. Озёр здесь, что голубого бисера разбросано на карте и везде прозрачная как слезинка вода и много рыбы. Рыбалка здесь это другой формат. Толстая леска милиметровка, железяка и большой тройник на конце. Сложнее майну сделать чем рыбу поймат. Лёд от 2х до 2,5 метров. Больно не побуришь. У нашего бура нехватает длины даже с надставкой, поэтому применяем бензопилу, пешню, лопату. Пока проковыряешь до воды, сто потов сойдёт
Пойдём мы вдоль побережья, обязательно заглянем в места которые стали ключевыми и порою трагичными во времена освоения Таймыра прошлыми поколениями геологов и экспедиций. Это к примеру знаменитый берег Прончищева и бухта Марии Прончищевой. Кстати как известно это самое концентрированное место по количеству Умок. Умки там охотятся на овцебыков, оленей, нерпу, людей если встречаются и ничего не боятся, т.к. это самый крупный хищник на планете Но у нас есть Большая Таймырская Собака на которую мы очень надеемся (наелся оленины сейчас, валяется довольный возле катера, наблюдает ) ну и конечно будет оружие на крайний случай.
Сегодня планирую разместить много фотографий с перехода до Хатанги. Ждите.
Хатанга. Небольшой посёлок в котором есть небольшой мор порт. Жизнь здесь идёт неторопливо и размеренно. Несколько машин на весь посёлок, а в основном снегоходы и самые разные вездеходы. Не успели мы ошвартоваться на базе у Олега Кучеренко, как выяснилось что про нас уже все знают, пока мы шли вдоль посёлка по реке. Тут так всё. Народу немного, информация распространяется быстро. Улицы Хатанги засыпаны угольной крошкой, снег чёрный , потому что уголь развозят по посёлку и его раздувает ветер. Котельная на угле. Электро обеспечение - дизельгенератор. Работать тут практически негде. В основном местное население занимается охотой и рыбалкой. Добывают тоннами оленя, ценную северную рыбу и отправляют её на материк самолётом, вертолётами, ну и по зимнику если он есть. Долгане , коренное население, в большинстве своём как мы поняли, находятся в двух состояниях - пьяные или с похмелья. Но некоторые работают. Обижаются на русских, дескать приехали, споили долган, довели их до такого состояния. На улицах много детворы. Ребятишки выглядят счастливыми. Есть детский городок, школа. Весь посёлок можно пройти за двадцать минут с одного конца на другой и обратно. Есть центральная улица. Правда узнали мы об этом только когда спросили прогуливаясь по посёлку в поисках центральной улицы и магазина "Лютик".
У нас в комнате есть телевизор. На нём кажут центральные каналы и красноярские ,федеральные. Бегущая строка транслируется из Хатанги. Вчера вечером смотрим, читаем: - продам два вечерних платья недорого; продам буран; в администрации сельского поселения Хатанга принимаются поправки в устав ; потерян телефон в чёрном чехольчике и просьба вернуть за вознаграждение... Утром завтракая, включили снова телек и узнали, что в Хатанге всё стабильно и спокойно: - по прежнему продаётся два вечерних платья, буран, местная администрация принимает поправки в устав , и никто не торопиться возвращать телефон в чёрном чехольчике. Вобщем выходишь на крыльцо, осмотришься, собаки лениво бродят по улице, невдалеке пронесётся вездеход или буран, пройдёт кто-то в магазин, и снова тихо и никого. А на улице весна, капель. Говорят мы её привезли, +1 на солнышке однако. А недавно -30 было. Говорят такого неприпомнят, что бы тепло так было. Но ночью подмораживает до -20С.
В магазинах всё дорого. Полторашка пива 480р, хлеб по 55 и 75р за буханку, но очень вкусный, местный, селёдка на удивление наше продаётся - 450р стоит. И покупают, Местная рыба уже в горло не лезет, а вот ржавая селёдочка с материка в новинку. Но вот цена... Всё здесь наоборот - оленина и прекрасная северная рыба - муксун, голец, кумжа, ленок, чир, зубатка... стоит копейки, а вот всё что с материка - дорого. А вы что думаете, попробуй привези овсянку самолётом из Красноярска, вот поэтому и стоит она 250р за порцию. 80й бензин и солярка стоит 80р за литр, тоже из-за неважной логистики и порой трудной доставки бензовозами по стихийным зимникам. От Валька до Хатанги для водителя в плохую погоду сплошной трофи-рейд. Не всегда зимой уралы и Камазы могут пробиться к Хатанге.
Мне здесь очень нравиться. Смотришь тут на эту свору в телевизоре, выглянеш в окно и становиться как-то легко и спокойно. Пускай собачатся на большой земле, а в Хатанге всё стабильно и тихо. Есть олень, в тысячах озёр и рек полно ценной рыбы. Не ленись, не пей и будешь сыто жить поплёвывая
Сегодня у нас на ужин рис с жареным муксуном, и харчо с рёбрышками оленины. Вчера сделали плов в котором было много оленины, так много, что рисом просто чуток сверху посыпали, как солью сыпят. Больше не убралось.
Привет! Тойоты с прицепами вернулись в Нижний Новгород по тому же маршруту. На переходе по зимникам Игарка-Ванкор и далее попали в сильную пургу. На зимник вышли и сразу начало мести. Чуть пролезли. Но всё ок, ребята дома. Женя Павлов попросился с нами на переход на АСВП Игарка-Дудинка, и далее улетел домой из Алыкеля.
Меряли термометром и визуальным наблюдением, исходя из опыта Намело уже по пояс впереди катеров. Фары уже в снег светят. Надеемся что перестанет к утру крутить, видимость улучшиться и сразу снимемся с якорей.
22:27lt Сообщаем ситуэйшен. Штормуем на оз. Пясино. Погода ухудшилась ещё сильнее. Ветер под 30м/с, снег, температура за бортом -24С. Нихрена не видно. В катерах +24С, тепло, комфортно. Переключились на одну батарею из двух для экономии энергии, выключили всё по максимуму. Главные двигатели заглушены соответственно. Поужинали супчиком харчо, повар Быков готовил, в меню были регламентированные 100гр, без нарушений по уставу. Это порадовало. В 340м слушают Евгения Онегина, играют в карты. В 366м поёт Ёлка, Меладзе, Виагра, ещё кто-то... Бегаем к друг-другу в гости. Надеемся с рассветом проясниться, сразу тронемся по Пясине дальше, чтобы выскочить с широкого места в реку и в тайгу. Правда сначала придётся помахать лопатой, откопать свп. Вою сегодня предстоит переночевать в первую в его молодой собачей жизни сильную пургу. Ну думаю он найдёт себе или выкопает берлогу в образовавшихся барханах, Пусть привыкает Большая Таймырская Собака к условиям похода. Ходили на берег с Быковым Алексеем на разведку. Выяснили что зайца здесь просто море. Собака как сумасшедшая, носилась взад и вперёд то по ветру, то против него, валялась на снегу, радовалась что можно поразмятся и подурачиться. Происходящее пишем на GoPro3, в Хатанге постараемся выложить в ютуб Фото [attachment=8005:штормуем.jpg] post-4-1365862652.jpg(17806)
Двигаемся планомерно к цели - мыс Челюскина, сказать сечас как пойдём обратно не могу, всё покажет состояние льда в Карском море.
Сейчас штормуем на озере Пясино. Метёт так, что не видно уже и на 15 метров. Кругом молоко. Все собрались в кают кампании 340го играют в карты и пьют чай. Катера потихонечку заметает снегом. Был бы лёд, пришлось бы якорить свп , чтоб не сдуло . Выпустили собаку наружу, она пробежала вокруг катера и стала проситься обратно, словно её там пчёлы кусают, весь сразу стал в сосульках. Всем жалко стало, впустили обратно